База знаний.
В данном разделе сайта мы публикуем статьи и нормативно-правовые
акты, посвященные государственным и коммерческим закупкам по 44-ФЗ и
223-ФЗ, а также отвечаем на Ваши вопросы в разделе "Вопрос - ответ".
Поиск по нашим материалам
(44-ФЗ) Наличие неисполненных обязательств Поставщика (подрядчика, исполнителя) не меняет согласованный сторонами срок действия Контракта
Подрядчик обратился в суд с иском о признании решения Заказчика по расторжению контракта в одностороннем порядке недействительным; о применении последствия недействительности сделки в виде признания государственного контракта действующим.
В ходе рассмотрения дела, суды пришли к следующим выводам:
Пунктом 12.2 контракта установлено, что истечение срока действия контракта влечет прекращение обязательств по контракту (за исключением гарантийных обязательств и обязательств заказчика по оплате работ, выполненных в течение срока действия контракта).
В соответствии с пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
При наличии в контракте определенного условия о сроке его действия наличие неисполненных обязательств между сторонами не влечет изменение установленного сторонами срока действия контракта, и признание контракта действующим в таких условиях и в отсутствие волеизъявления сторон на дальнейшее исполнение контракта приведет к правовой неопределенности в правоотношениях сторон и невозможности их продолжения в будущем.
(Постановление АС Московского округа от 16.09.2024 по делу N А40-180633/2023)
Обновление портала
Актуализированы все базы сайта, в т.ч.: Анализ ОКПД2, КТРУ и ГОСТ-ов, обновлены справочники, исправлены некоторые ошибки.
Обновление программы
Мы произвели большое обновление программы в котором полностью переработали пользовательский режимом работы.
В новой версии программы появилась вкладка «Рабочий кабинет», в которой в настройках любой Пользователь может добавить собственную Организацию, распределить в ней роли и права, создать отделы и пригласить в организацию сотрудников.
Таким образом, все пользователи Организации теперь могут работать в едином рабочем пространстве с общей базой Заказчиков (закупок) и Поставщиков. В ближайшее время в программе появится модуль «Задачи», в котором сотрудники Организации смогут создавать внутренние задачи, поручать их выполнение определенным сотрудникам либо отделам.
Распространяется ли действие приказа Росгвардии от 15.02.2021 № 45 "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы тов
❓Вопрос (Закон №223-ФЗ): Распространяется ли действие приказа Росгвардии от 15.02.2021 № 45 "Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок охранных услуг" на закупки в рамках Закона № 223-ФЗ?
✅ Ответ: Нет, не распространяется, если Положением о закупках не установлено иное.
Данный приказ распространяется только в отношении закупок по Закону №44-ФЗ, за исключением закупок охранных услуг у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 93 Закона №44-ФЗ, т.е. данный порядок будет применяться для расчета и обоснования НМЦК только при проведении конкурентных закупок.
На Закон №223-ФЗ Приказ Росгвардии от 15.02.2021 № 45 прямо не распространяется. При этом в Положении о закупках можно установить аналогичную методику обоснования начальной (максимальной) цены договора.
(Решение Саратовского УФАС России от 15.06.2021 N 064/07/3-655/2021)
(223-ФЗ) Для оценки опыта по Закону N 223-ФЗ можно не учитывать обычные гражданско-правовые договоры
По условиям закупки подтвердить опыт участники могли только исполненным контрактом по Закону № 44-ФЗ или договором по Закону № 223-ФЗ.
Участник закупки подал жалобу в которой указал на неверный порядок оценки заявок - заказчик не учитывал обычные договоры гражданско-правового характера.
ФАС не нашли нарушений в действиях Заказчика:
- спорный порядок оценки применяют одинаково ко всем участникам. Он дает возможность проверить в ЕИС, что договор или контракт исполнен;
- заказчики по Закону N 223-ФЗ вправе создавать свою систему закупок. Они могут сами определить порядок оценки, который не ограничивает конкуренцию. В данном случае не доказали, что ее ограничили. На участие в тендере подали 11 заявок.
(Документ: Решение Московского УФАС России от 26.08.2024 по делу N 077/07/00-11155/2024)
(44-ФЗ) Минфин разъяснил нужно ли расторгать в одностороннем порядке контракт с Поставщиком, который попал в РНП после заключения контракта
Если Поставщик соответствовал требованиям документации и до заключения контракта не был включен в РНП, расторгать контракт в одностороннем порядке по причине включения Поставщика в РНП после заключения контракта - нельзя.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что:
а) поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом № 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1-1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона № 44-ФЗ) и (или) поставляемому товару;
б) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте "а" пункта 1 части 15 Закона № 44-ФЗ, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Учитывая изложенное, случай, указанный в обращении, не образует основания для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с положениями пункта 1 части 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, при условии, что на момент подачи заявки на участие в закупке участник закупки представил достоверную информацию о своем соответствии требованиям части 1-1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
(Письмо Минфина России от 06.09.2024 № 24-06-06/85127)
Можно ли уступить право требования по денежному обязательству, возникшему на основании контракта?
❓Вопрос (Закон №44-ФЗ): Можно ли уступить право требования по денежному обязательству, возникшему на основании контракта?
✅ Ответ: Нельзя.
Перечисление денежного обязательства, возникшего на основании контракта, третьему лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту, законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено (пункт 2 части 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ).
При исполнении контракта не допускается перемена поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если новый поставщик (подрядчик, исполнитель) является правопреемником поставщика (подрядчика, исполнителя) по такому контракту вследствие реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения (часть 5 статьи 95 Закона № 44-ФЗ).
Таким образом, условие о порядке оплаты товара, работы или услуги, включая платежные реквизиты, которые указаны в контракте, является существенным и в силу положений, определенных законодательством о контрактной системе в сфере закупок, не может быть изменено.
Также необходимо учитывать, что пунктом 20 статьи 241 Бюджетного кодекса предусмотрен исчерпывающий перечень случаев уступки права требования по денежному обязательству, возникшему на основании государственного или муниципального контракта.
Учитывая изложенное, возможность оплаты по контракту лицу, не являющемуся поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по такому контракту, положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена.
(Письмо Минфина России от 15.08.2024 № 24-08- 06/76561)
Можно ли в описании объекта закупки указать товарный знак если используется позиция из КТРУ?
❓Вопрос (Закон №44-ФЗ): Можно ли в описании объекта закупки указать товарный знак если используется позиция из КТРУ?
✅ Ответ: Можно, при соблюдении пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
В силу пункта 4 Правил использования каталога, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, заказчик при наличии в каталоге позиции, определяющей потребность в товаре, работе, услуге обязан использовать информацию, включенную в соответствующую позицию каталога (в том числе описание товара, работы, услуги), с установленной даты начала обязательного применения такой позиции.
Применение заказчиком информации, содержащейся в каталоге, осуществляется с учетом требований к описанию объекта закупки, предусмотренных статьей 33 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, вышеуказанные правила использования каталога не исключают установленные Законом № 44-ФЗ случаи допустимости указания заказчиком товарного знака при описании объекта закупки, в связи с чем заказчик не ограничен в возможности одновременно использовать позицию каталога, содержащую описание объекта закупки, и указать товарный знак при соблюдении предусмотренных положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ условий.
(Письмо Минфина России от 25 июля 2024 г. N 24-03-06/69884 "О рассмотрении обращения")
(44-ФЗ) Поломка компьютера не оправдывает пропуск срока подписания контракта, если победитель не докажет, что он действительно не собирался уклонятся от подписания контракта
Победитель закупки не подписал контракт в срок из-за поломки компьютера. ФАС признала его уклонившимся и включила сведения в РНП.
Судами было установлено:
- победитель до признания его уклонившимся не оформил обеспечение контракта, но сделал это тогда, когда его уже признали уклонившимся;
- не представил в ФАС документы о нахождении компьютера в ремонте.
ВС РФ не стал пересматривать дело.
В практике можно встретить пример, когда из-за поломки компьютера сведения о победителе не включили в РНП. Суд учел, в частности, то, что у Победителя был товар, значит, он готовился исполнить обязательства.
(Документ: Определение ВС РФ от 19.08.2024 N 305-ЭС24-13172)
Можно ли заключить контракт с единственным поставщиком, предусматривающий распространение его условий на отношения сторон, возникшие до заключения данного контракта?
❓Вопрос (Закон №44-ФЗ): Можно ли заключить контракт с единственным поставщиком, предусматривающий распространение его условий на отношения сторон, возникшие до заключения данного контракта?
✅ Ответ: Нельзя.
В соответствии с пунктом 2 статьи 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
В этой связи следует отметить, что согласно пункту 2 статьи 72 БК РФ и статье 16 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе начать закупку только после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона N 44-ФЗ установлено, что закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) - с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
При этом в соответствии с частью 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ.
Таким образом, порядок осуществления закупки, установленный Законом N 44-ФЗ, не предусматривает возможности начала исполнения обязательств единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) до заключения контракта, в том числе с учетом того, что поставка товара, выполнение работ, оказание услуг и их приемка при отсутствии заключенного контракта и соответствующих средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации влечет возникновение фактической задолженности, в том …