База знаний.
В данном разделе сайта мы публикуем статьи и нормативно-правовые акты, посвященные государственным и коммерческим закупкам по 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также отвечаем на Ваши вопросы в разделе "Вопрос - ответ".

Поиск по нашим материалам
Каким образом нужно применять долю вторсырья к закупкам органических удобрений, почвогрунта и грунта? Нужно ли требовать у участника какие-то документы в подтверждении данной информации?

Вопрос (44-ФЗ): Каким образом нужно применять долю вторсырья к закупкам органических удобрений, почвогрунта и грунта? Нужно ли требовать у участника какие-то документы в подтверждении данной информации?

Ответ: С 1 января 2023 года, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.07.2022 №1224, при описании объекта закупки следует указывать долю вторсырья, которое было использовано при производстве следующих товаров:
- туалетная бумага, полотенца бумажные, платки носовые бумажные, скатерти бумажные, салфетки разного назначения;
- покрытия из переработанных материалов, тротуарная плитка, бордюры, ограждения;
- резиновая плитка, покрытия из резиновой крошки, мягкая кровля или иные гидроизоляционные материалы;
- контейнеры и урны для мусора;
- органические удобрения, почвогрунт и грунт, пригодный для технических целей.

Данное правило также распространяется на закупки у единственного поставщика по п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Указать долю вторсырья в техническом задании можно в свободной форме (Например:  Доля вторичного сырья, использованного при производстве должна составлять не менее 5 %) .

Требовать документы, подтверждающие долю вторсырья не нужно. Данный вывод следует из Письма Минфина России от 07.02.2023 N 24-06-06/9756:
"Таким образом, Постановлением N 1224 установлена обязанность заказчика при описании закупаемого товара указания необходимой доли вторичного сырья, использованного при его производстве.
При этом, учитывая, что требования к размеру доли не предусмотрены, заказчик самостоятельно устанавливает такую долю при описании объекта закупки в извещении об осуществлении закупки.
Также необходимо отметить, что Постановлением N 1224 не установлена обязанность участников закупки предоставлять в составе заявки информацию о доле вторичного сырья, использованного при производстве предлагаемого к поставке товара.
Учитывая, что Законом N 44-ФЗ не допускается требовать от участника …

Нужна ли экспертиза проектно-сметной документации на текущий ремонт помещения?

Вопрос (44-ФЗ, 223-ФЗ): Нужна ли экспертиза проектно-сметной документации на текущий ремонт помещения?

Ответ: При закупке работ по текущему ремонту Заказчик может сделать проектную документации, и даже может таким образом обосновать НМЦК закупки, но это не обязательно.

Экспертиза документации на текущий ремонт также не нужна.

Градостроительный кодекс РФ устанавливает требование об обязательной разработке проектной документации и экспертизе только для строительства, капитального ремонта и реконструкции (и то с некоторыми оговорками, в некоторых случаях экспертиза не обязательна)

Распространяется ли Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н на следующие коды ОКПД 2: 29.31.23.111, 29.31.23.112, 29.31.23.113 и 29.31.23.119?

Вопрос (44-ФЗ): Распространяется ли Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н на следующие коды ОКПД 2: 29.31.23.111, 29.31.23.112, 29.31.23.113 и 29.31.23.119? В Приложениях к данному приказу содержится только код ОКПД2 29.31.23.110.

Ответ: Да, поскольку в кодах ОКПД 2 используется иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования, положения Приказа N 126н распространяются на все позиции, входящие в соответствующий код ОКПД 2.

(Письмо Минфина России от 28 июня 2023 г. N 24-06-09/60091)

Провести точный Анализ ОКПД2 можно в нашем сервисе 

Требования к участникам закупки о членстве в СРО

ФАС России, по результатам обобщения и анализа практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок (примечание автора: речь в письме идет о Законе №44-ФЗ, но данные разъяснения будут полезны и в вопросах требования СРО по Закону №223-ФЗ) подготовило информационное письмо по вопросам установления требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации (далее - СРО) при осуществлении закупок, о проверке у участников закупок членства в СРО и уровней ответственности в компенсационных фондах СРО, а также по вопросу контроля за соблюдением соответствия фактического совокупного размера обязательств члена саморегулируемой организации по договорам подряда.

Письмо ФАС России от 11.07.2023 № МШ/54828/23.

1. По вопросу установления требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации при осуществлении закупок.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Законодательством о градостроительной деятельности определены случаи, при которых определенные работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в соответствующей области (часть 2 статьи 47, часть 4 статьи 48, часть 2 статьи 52, часть 4 статьи 55.31 …

Должен ли председатель закупочной комиссии (контрактной службы) занимать руководящую должность в организации Заказчика?

Вопрос (44-ФЗ): Должен ли председатель закупочной комиссии (контрактной службы) занимать руководящую должность в организации Заказчика? Должен ли председатель  закупочной комиссии (контрактной службы) иметь специальное образование в сфере закупок? 

Ответ:  Необходимо разделять понятия контрактная служба и комиссия по осуществлению закупок.

1. Контрактная служба.

В соответствии с часть 3 статьи 38 Закона №44-ФЗ, контрактная служба действует в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Приказом Минфина России от 31.07.2020 N 158н утверждено Типовое положение (регламента) о контрактной службе.

В контрактной службе не может быть менее двух человек (п. 2.2 Типового положения № 158н).

Иных обязательных требований к структуре контрактной службы законом не установлено.

Также, Законом №44-ФЗ и Типовым положением не установлено требование о том, чтобы руководитель контрактной службы занимал руководящую должность в организации. Контрактную службу вправе возглавлять любое лицо, назначаемое приказом руководителя заказчика.

Частью 6 статьи 38 Закона №44-ФЗ установлено, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.

Таким образом, руководителю контрактной службы обязательно иметь дополнительное профессиональное образование в сфере закупок или высшее образование (в том числе непрофильное). Высшее образование может быть любое (Письма Минфина России: 27.08.2020 № 24-01-06/75331; 30.06.2020 N 24-01-06/56155).

2. Комиссия по осуществлению закупок.

Для определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), заказчик создает комиссию по осуществлению закупок (часть 1 статьи 39 Закона №44-ФЗ).

Число членов комиссии должно быть не менее чем 3 человека (часть 3 статьи 39 Закона …

Считается ли дата размещения извещения о закупке в срок подачи заявок, установленный Законом №223-ФЗ?

Вопрос (223-ФЗ): Считается ли дата размещения извещения о закупке в срок подачи заявок, установленный Законом №223-ФЗ?

Ответ:  Согласно статье 191 ГК РФ, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Таким образом, сроки необходимо считать со следующего рабочего или календарного дня, в зависимости от того, в каких днях установлен данный срок Законом либо Положением о закупке.

Что делать если контракт случайно подписал специалист отдела закупок (не руководитель предприятия)?

Вопрос (44-ФЗ): Что делать если контракт случайно подписал специалист отдела закупок (не руководитель предприятия)?

Ответ: В данной ситуации рекомендуем выдать на данного специалиста доверенность на подписание данного контракта, в противном случае, контракт может быть признан недействительным.

Установлен ли Законом №44-ФЗ особый порядок направления требования об уплате неустойки (претензионная работа) по контракту, заключенному по итогам электронных процедур, закрытых электронных процедур?

Вопрос (44-ФЗ): Установлен ли Законом №44-ФЗ особый порядок направления требования об уплате неустойки (претензионная работа) по контракту, заключенному по итогам электронных процедур, закрытых электронных процедур?

Ответ: Да, если контракт заключен по результатам закупки в электронной форме, претензионная работа и обмен документами необходимо осуществлять через ЕИС (ч. 16 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

Уведомления формируются с использованием ЕИС, подписываются усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещаются в единой информационной системе без размещения на официальном сайте.

Это правило не касается закрытых электронных процедур, проводимых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области обороны, в области государственной охраны, государственного управления в области обеспечения безопасности Российской Федерации, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, в случае, предусмотренном пунктом 5 части 11 статьи 24 Закона №44-ФЗ.

Нужно ли хранить коммерческие предложения для обоснования НМЦК и запросы поставщикам о предоставлении данных КП?

Вопрос (44-ФЗ): Нужно ли хранить коммерческие предложения для обоснования НМЦК и запросы поставщикам о предоставлении данных КП?

Ответ: 1. Что касается самих КП. Их нужно хранить вместе с документами о закупке.

Обоснование НМЦК заключается в выполнении расчета указанной цены с приложением справочной информации и документов либо с указанием реквизитов документов, на основании которых выполнен расчет. При этом в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), не указываются наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую информацию. Оригиналы использованных при определении, обосновании НМЦК документов, снимки экрана ("скриншот"), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования, целесообразно хранить с иными документами о закупке, подлежащими хранению в соответствии с требованиями Федерального закона N 44-ФЗ (п 2.1 Приказа Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 "Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)").

Документы, полученные заказчиком при определении НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, начальных цен единиц товара, работы, услуги, начальной суммы цен указанных единиц, максимального значения цены контракта, хранятся заказчиком не менее 6 лет (ч. 15 ст.4 Закона № 44-ФЗ).

2. Запросы Заказчика поставщикам о предоставлении коммерческих предложений, хранить не нужно, Законом №44-ФЗ и методическими рекомендациями это не предусмотрено

Есть ли какие-то ограничения для установления обеспечения заявки по 44-ФЗ?

Вопрос (44-ФЗ): Есть ли какие-то ограничения для установления обеспечения заявки по 44-ФЗ?

Ответ:  Если вы проводите закупку конкурентным способом (конкурс, аукцион, запрос котировок) и начальная цена закупки составляет:
- менее 1 млн руб., Вы вправе не устанавливать обеспечение заявки, либо установить его в пределах от 0,5% до 1%;
- от 1 млн руб. до 20 млн руб., размер обеспечения должен быть установлен в пределах от 0,5% до 1%;
- больше 20 млн руб., размер обеспечения должен быть установлен в пределах от 0,5 до 5%.
 
Заявка может быть обеспечена денежными средствами или независимой гарантией.