Поиск по категории

Вопрос (Закон №223-ФЗ): Нужно ли размещать документы по каждому этапу исполнения договора? И нужно ли размещать первичные документы об исполнении (акты) отдельно от оплаты, если оплата выполняется с отсрочкой более 10 дней.

Ответ: Под исполнением договора следует понимать исполнение всех установленных обязательств обеих сторон по договору, то есть и поставку товара, выполнение работ, оказание услуг одной из сторон и их приемку и оплату другой стороной (см. также п. 1 письма Минэкономразвития России от 07.07.2015 N Д28и-1964, письмо Минэкономразвития России от 21.07.2015 N Д28и-2079, письмо Минфина России от 18.06.2015 N 02-02-08/35407).

Заказчик обязан разместить информацию в течение 10 дней со дня исполнения всех обязательств по договору (пп. "в" п. 10 Правил ведения реестра договоров утв. ПП РФ от 31.10.2014 N 1132). При этом под исполнением всех обязательств понимается поставка товара (выполнение работ, оказание услуг), приемка и оплата товаров (работ, услуг) Заказчиком, т.е. со дня исполнения договора в целом.

Несмотря на указанные разъяснения, на практике Заказчики применяют положения пп. "в" п. 10 Правил ведения реестра договоров утв. ПП РФ от 31.10.2014 N 1132 к каждому документу по отдельности, в т.ч. и к платежкам на оплату аванса. Если срок оплаты позже 10 дней чем дата первичного документа, первичный документ размещают отдельно. На наш взгляд, такой подход может быть оправдан только в том случае, когда Заказчик размещает документы по каждому этапу закупки где есть и акт и оплата по нему (для контроля по договору), но и это в договорах с большим объемом закрывающих документов может стать лишней необязательной работой для Заказчика.

❓Вопрос: Может ли директор, находящийся в отпуске или командировке, подписать договор (контракт)?

✅ Ответ: Да, может.

Закон не предусматривает прекращения полномочий руководителя организации как ее единоличного исполнительного органа на период отпуска или командировки. 

В этот период руководитель не лишается права подписи, а подписанные им документы обладают полнотой юридической силы (примеры из практики: постановление Президиума ВАС РФ от 09.02.1999 N 6164/98, определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.11.2016 N 33-23178/2016, постановления АС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2018 N Ф02-5130/18, Пятнадцатого ААС от 19.08.2016 N 15АП-10662/16, Восьмого ААС от 04.03.2021 N 08АП-920/21).

Однако стоит отметить, что отпуск является временем отдыха работника, то есть временем, когда работник свободен от исполнения своих трудовых обязанностей (ст. 106, 107 ТК РФ). Привлечение работника к работе в период отпуска само по себе является нарушением трудового законодательства. Чтобы не возникало вопросов со стороны контролирующих органов, рекомендуется на время отсутствия руководителя передавать эти полномочия другому работнику.

❓Вопрос: В преамбуле контракта (договора) указан генеральный директор, но договор подписал по доверенности другой сотрудник. Нужно ли делать дополнительное соглашение об изменении преамбулы договора?

✅ Ответ: Дополнительное соглашение делать не нужно, при необходимости предъявите доверенность на сотрудника, подписавшего контракт (договор).

Законодательство не содержит требований к указанию в тексте договора сведений (ФИО, должность, реквизитов доверенности и т.п.) о лице, подписывающем договор от имени организации. Отсутствие сведений о лице, подписавшем договор по доверенности не свидетельствует о недействительности либо о незаключенности данного контракта (договора) (пример из практики: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03 октября 2007 г. N 13АП-11285/07, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2012 г. N 13АП-16117/12).

Также законодательством не установлены требования о необходимость подписания договора именно лицом, упомянутым в преамбуле. Соответственно, подписать контракт (договор) вправе лицо, хотя не упомянутое в его преамбуле, но обладающее соответствующими полномочиями, например, действующее на основании доверенности (ст. 182 ГК РФ).

Однако во избежание споров, рекомендуется указывать реквизиты представителя, подписавшего договор либо в преамбуле, либо в конце договора в разделе с реквизитами сторон.

❓Вопрос (Закон №223-ФЗ): Обязательно ли в договор с единственным поставщиком включать информации о стране происхождения товара?

✅ Ответ: Информация о стране происхождения товара включается в договор, если заказчик осуществляет приемку данного товара.

При заключении договора с единственным поставщиком, независимо от предмета закупки, включите в договор информацию о стране происхождения товара, в том числе в отношении товара, поставляемого при выполнении работ или оказании услуг, если в отношении данного товара осуществляется приемка и составляется первичный учетный документ (ч. 5.1, 5.2 ст. 3, ст. 3.6, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, Письмо Минфина России от 03.11.2020 N 24-04-07/95720).

Если согласно заключаемому договору поставляется товар из разных стран, в договор включается информация о каждой стране происхождения товара (Письмо от 08.06.2023 N 24-07-09/53177).

❓Вопрос (Закон №44-ФЗ): Можно ли снизить цену контракта на этапе его заключения?

✅ Ответ: Нет, нельзя.

Снижение цены контракта на этапе его заключения не предусмотрено Законом №44-ФЗ.  

После подписания контракта вы можете заключить дополнительное соглашение на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ о снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.

❓Вопрос (Приказ ФАС №147/23): В течение какого времени организатором аукциона должен быть заключен договор с победителем аукциона на право заключения договора аренды нежилого помещения?

✅ Ответ: Приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 марта 2023 г. № 147/23 не установлен определенный срок подписания договора аренды сторонами.
 
Срок, в течение которого должен быть подписан проект договора, указывается в извещении (подп. 14 п. 88). 

На практике, Организаторами торгов часто указывается срок по аналогии с Законом №44-ФЗ или Законом №223-ФЗ – не ранее 10 и не позднее 20 календарных дней с даты публикации итогового протокола (срок на обжалование процедуры в ФАС).

❓Вопрос (Закон №223-ФЗ): Может ли ФАС провести внеплановую проверку соблюдения Заказчиком Закона №223-ФЗ?

✅ Ответ: Нет, не может.

Антимонопольный орган не наделен полномочиями по проведению внеплановых проверок соблюдения положений Закона №223-ФЗ в отношении действий субъектов контроля при закупке товаров, работ и услуг в соответствии с Законом №223-ФЗ.

Наличие либо отсутствие признаков нарушения Закона №223-ФЗ возможно установить при комиссионном рассмотрении соответствующей жалобы, поданной в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, исходя из положений документации о закупке и всех обстоятельств рассматриваемого дела.

(Письмо Федеральной антимонопольной службы от 8 февраля 2024 г. N 28/9607/24 "О рассмотрении обращения")

❓Вопрос (Закон 223-ФЗ): Можно ли в закупочной документации (извещении) запретить коллективное участие в конкурентной закупке среди МСП?

✅ Ответ: Да, Закон №223-ФЗ не допускает коллективного участия в конкурентных закупках среди МСП. Однако в конкурентной закупке не среди МСП коллективное участие обязательно.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ на стороне одного участника закупки могут выступать несколько юридических лиц либо несколько физических лиц, в том числе несколько индивидуальных предпринимателей.

При этом статьей 3.4 Закона № 223-ФЗ установлены особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее соответственно - конкурентная закупка с участием субъектов МСП, субъекты МСП).

Частью 19.1 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ определен перечень информации и документов, обязанность представления которых заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке с участием субъектов МСП.

Вместе с тем статья 3.4 Закона N 223-ФЗ не содержит положений о возможности участия в конкурентной закупке с участием субъектов МСП нескольких юридических лиц или нескольких индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Таким образом, проведение конкурентной закупки с участием субъектов МСП не предполагает коллективное участие субъектов МСП в такой закупке.

(Письмо Минфина России от 20.06.2023 N 24-07-09/56775)

Вопрос (Закон №44-ФЗ): Нужно ли делать обоснование цены контракта, который заключается с единственным поставщиком на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ?

Ответ: Определить цену контракта необходимо в соответствии с положениями статьи 22 Закона N 44-ФЗ, включать в контракт обоснование этой цены - не нужно.

Следует разделить 2 понятия: "определение цены контракта" и "обоснование цены контракта".

Согласно части 1 статьи 22 Закона №44-ФЗ начальная (максимальная) цена контракта и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.

Частью 4 статьи Закона №44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки у единственного поставщика Заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с данным федеральным законом. При этом в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30 - 35, 37 - 41, 46 и 49 части 1 этой статьи, заказчик обосновывает такую цену в соответствии с данным федеральным законом и включает в контракт обоснование цены контракта.

По результатам проверок, Заказчики пишут о том, что контролирующие органы спрашивали их о наличии 3-х коммерческих предложений, обосновывающих цену контракта и ставили в замечание отсутствие таких предложений.

При этом, среди Заказчиков, существует мнение, что законодатель целенаправленно исключил необходимость обоснования цены малых закупок (п.п. 4, 5), т.к. требование о сборе 3-х коммерческих "на все подряд" перегружает работу Заказчика. Данный подход контролеры могут не поддержать, хотя в нём есть логика и здравый смысл. Также на практике часто бывает когда определенную услугу может оказать только один Исполнитель либо когда Поставщики отказываются давать коммерческие из-за небольших сумм закупки.

Однако последнее официальное разъяснение по данному вопросу однозначно подтверждает, что это Заказчик должен определять цену договору  в соответствии с положениями статьи 22 Закона N 44-ФЗ  (Письмо Минфина России от 11 мая 2023 г. № 24-06-09/42427 “О рассмотрении обращения”):

Цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ, определяется в соответствии положениями статьи 22 Закона N 44-ФЗ, при этом обязанность включения в контракт обоснования такой цены отсутствует.

Учитывая вышеизложенное, рекомендуем собирать коммерческие предложения либо использовать иной метод обоснования цены контракта, на все закупки во избежание проблем при проверках. Цену для закупок по п.п. 4, 5 ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ обосновывать в виде расчета НМЦК не нужно, выбирайте наименьшее ценовое предложение из предоставленных коммерческих.

(Решение Верховного Суда РФ от 12.07.2023 N АКПИ23-359, Письмо Минфина России от 11 мая 2023 г. № 24-06-09/42427 “О рассмотрении обращения”)

Вопрос (Закон 223-ФЗ): Обязан ли заказчик проводить закупку только среди СМП, если код ОКПД2 товара (работы, услуги) включен в Перечень СМП и цена закупки менее 200 млн. рублей?

Ответ: Да, обязан.

Раздел II Положения регулирует особенности проведения торгов, иных способов закупок, предусмотренных положением о закупке, в которых участниками закупок являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, - то есть устанавливаются особенности исключительно в отношении закупок, предусмотренных подпунктом "б" пункта 4 Положения.

Согласно пункту 18 раздела II Положения в случае, если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) не превышает 200 миллионов рублей и указанные товары, работы, услуги включены в перечень, - заказчик обязан осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства.

При этом согласно пункту 19 раздела II Положения в случае, если начальная (максимальная) цена договора (цена лота) превышает 200 миллионов рублей, но не превышает 400 миллионов рублей и указанные товары, работы, услуги включены в перечень, - заказчик вправе осуществить закупки таких товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Учитывая изложенное в пункте 18 Положения, при одновременном соблюдении условий о включении товара, работы, услуги в указанный перечень и непревышении при этом размера начальной (максимальной) цены договора в 200 миллионов рублей закупка такого товара, работы, услуги должна осуществляться исключительно в рамках подпункта "б" пункта 4 Положения (то есть участниками такой закупки являются только субъекты малого и среднего предпринимательства).

В случае если при этом начальная (максимальная) цена договора составляет от 200 до 400 миллионов рублей - закупка также может осуществляться вне рамок подпункта "б" пункта 4 Положения.

Дополнительно следует отметить, что совокупный анализ положений пунктов 8, 18 и 19 Положения позволяет прийти к выводу о том, что второе предложение пункта 8 Положения непосредственно обеспечивает возможность реализации положений пункта 19 Положения.

(Письмо Минфина России от 21.08.2020 N 24-04-08/73429)