Поиск по категории

❓ Вопрос (Закон №223-ФЗ): Состоялся электронный аукцион, в заявке победителя не указана торговая марка товара. При поставке пришел товар с торговой маркой, как проводить приемку? Должны ли мы отказать в приемке?

✅ Ответ: По Закону №223-ФЗ практика схожая с Законом №44-ФЗ, но есть некоторые особенности, за счет которых Заказчику проще выйти из спорной ситуации.

Формально отказать в приемке можно, если по требованиям закупочной документации (извещения), участник должен был указать торговую марку при её фактическом наличии.

Также Заказчик может принять товар по техническим характеристикам, указанным в договоре.

Во многих решениях ФАС встречается аналогичная позиция по поводу правомерности указания в закупочной документации требования о включении в заявку торговой марки:

Положения Гражданского кодекса Российской Федерации не содержат понятия такого средства индивидуализации товара, как "марка", и не устанавливают обязанность производителя иметь торговую марку в обязательном порядке, в связи с чем у производителя может отсутствовать торговая марка на конкретную произведенную продукцию. Также Документация не содержит определение понятия "марки", что вводит участников закупки в заблуждение.

Также Закон о закупках не устанавливает обязанности участника закупки иметь товар, предлагаемый к поставке по предмету закупки, в наличии на момент подачи заявки на участие в закупке, в связи с чем участник может не обладать информацией о марке, модели и производителе товара, предлагаемого к поставке при заполнении заявки на участие в закупке.

(Решение ФАС России от 23.12.2019 по делу N 223ФЗ-1167/19, предписание ФАС России от 23.12.2019 по делу N 223ФЗ-1167/19)

Вместе с тем, на наш взгляд, по Закону №223-ФЗ при приемке товара, если это не запрещено Положением о закупке, Заказчик может заключить дополнительное соглашение и добавить торговую марку, не изменяя характеристики товара, страну происхождения и другие существенные условия договора.

❓Вопрос (Закон №44-ФЗ): Состоялся электронный аукцион, в заявке победителя не указана торговая марка товара. При поставке пришел товар с торговой маркой, как проводить приемку? Должны ли мы отказать в приемке?

✅ Ответ: Формально отказать в приемке можно, поскольку участник должен был указать торговую марку при её фактическом наличии (см. Решение Новосибирского УФАС России от 23.05.2022 N РНП-54-213).

Однако на практике, по решению Заказчика, такие товары принимается по техническим характеристикам несмотря на фактическое наличие торговой марки. По мнению того же Новосибирского УФАС России в ответе на обращение ГУ МВД ПО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ от 25.11.2021, если фактически поставляемый товар соответствует условиям контракта, хоть и в заявке участника не был указан товарный знак, то заказчик вправе принять такой товар и у него не возникнет обязанности, предусмотренной п.1 ч.15 ст.95 вышеуказанного закона.

В случае возникновения спора окончательное решение данного вопроса зависит от конкретных обстоятельств и может быть принято лишь судом как в пользу Поставщика так и в пользу Заказчика (например, Постановление Девятого ААС от 31.07.2020 N 09АП-17941/20, постановление Седьмого ААС от 02.07.2018 N 07АП-4835/18, постановление АС Северо-Кавказского округа от 12.01.2017 N Ф08-9889/16).

❓ Вопрос (Закон №44-ФЗ): О применении антидемпинговых мер при проведении конкурса и аукциона, если заказчиком не установлено требование обеспечения исполнения контракта (до 31.12.2024).

✅ Ответ: Частью 64.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ предусмотрено временное (до 31.12.2024) право заказчика не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом N 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке), проекте контракта.

Положения части 64.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ не применяются, если контрактом предусмотрена выплата аванса и при этом расчеты в части аванса не подлежат казначейскому сопровождению.

Таким образом, в случае если в соответствии с положениями части 64.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ заказчиком не установлено требование обеспечения исполнения контракта, антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона, предусмотренные статьей 37 Закона N 44-ФЗ, не применяются.

(Письмо Минфина России от 21.03.2024 N 24-06-06/25415)

❓Вопрос (Закон №223-ФЗ): Применяется ли постановление Правительства РФ от 21.06.2012 № 616 "Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме" к закупкам у единственного поставщика, например, если в Положении о закупках установлена возможность закупки любого товара (работы, услуги) у ЕП до 800 тыс. рублей? Необходимо ли в перечне закупок указывать конкретно название позиции из Перечня либо делать отсылку на ПП РФ №616?

✅ Ответ: Заказчик вправе осуществить закупку любого товара (работы, услуги) у единственного поставщика не в электронной форме, если такая возможность предусмотрена Положением о закупке.

Согласно пункту 2 ПП РФ № 616 закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, не осуществляется в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке, предусмотренным статьей 2 Закона №223-ФЗ.

ПП РФ № 616 не содержит требований к указанию в Положении о закупке конкретно название позиции из Перечня для закупок у единственного поставщика. Также нет необходимости делать оговорку о возможности закупки не в электронной форме если позиция включена в ПП РФ № 616.

❓Вопрос (Закон №223-ФЗ): Если закупка не состоялась, нужно ли добавлять в план закупок новую позицию чтобы провести закупку повторно? И нужно ли добавлять позицию если для повторной закупки изменилась цена или срок размещения ранее несостоявшейся процедуры?

✅ Ответ: Если в Положении о закупках не установлено иное, добавлять новую позицию в план закупок для проведения повторной закупки не нужно. 

Согласно разъяснению Минэкономразвития России (письмо от 18.04.2016 N Д28и-1001), если ранее запланированная закупка признана несостоявшейся и вам необходимо провести повторную закупку либо заключить договор с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), отредактируйте ранее запланированную закупку (изменить период размещения закупки и (или) сведения о способе закупки).

Кроме того, согласно пункту 8 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932, корректировка плана закупки может осуществляться в том числе в случае:

а) изменения потребности в товарах (работах, услугах), в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;

б) изменения более чем на 10 процентов стоимости планируемых к приобретению товаров (работ, услуг), выявленного в результате подготовки к процедуре проведения конкретной закупки, вследствие чего невозможно осуществление закупки в соответствии с планируемым объемом денежных средств, предусмотренным планом закупки;

в) в иных случаях, установленных положением о закупке и другими документами заказчика.

Таким образом, повторно делаем вывод, если в Положении о закупках не установлены иные случае для корректировки плана закупки, вы можете отредактировать существующую позицию плана закупки и на её основании провести новую закупку (подпункт "а" пункта 8 Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг)).

❓Вопрос (Закон №44-ФЗ): Заключен контракт на поставку товара. Поставщик ввиду отсутствия товара, соответствующего описанию объекта закупки, просит заключить дополнительное соглашение о поставке товара с улучшенными характеристиками, или расторгнуть контракт по соглашению сторон. Контрактом не предусмотрено заключение дополнительных соглашений. Правомерен ли отказ заказчика от приемки товаров с улучшенными характеристиками и отказ от расторжения контракта по соглашению сторон?

✅ Ответ: Частью 7 статьи 95 Законом № 44-ФЗ предусмотрено, что при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

При этом Законом № 44-ФЗ не регламентированы конкретные параметры качества, технических и функциональных характеристик (потребительских свойств), являющихся улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.

Таким образом, заказчик:
самостоятельно принимает решение об изменении условий контракта в части поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, качество, а также технические и функциональные характеристики которых улучшены по сравнению с указанными в контракте без изменения цены такого контракта;
• либо принимает решение о расторжении контракта в соответствии с частью 8 статьи 95 Закона 44-ФЗ, в случае если заказчик утратил потребность в поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, предусмотренных контрактом.

Стоит учитывать: при исполнении контракта, предметом которого является поставка товара, в отношении которого установлены запреты, ограничения или условия допуска в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ, замена товара или страны происхождения товара  не допускается.

(Письмо Минфина России от 05.11.2020 № 24-03-07/96264)

❓Вопрос (Закон №44-ФЗ): Вправе ли заказчик принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта им установлено, что сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) включены в РНП?

✅ Ответ: Подпунктом «а», «б» пункта 1 части 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях: 

- поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке 
(если Законом № 44-ФЗ предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона № 44-ФЗ) и (или) поставляемому товару;

- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) поставщик (подрядчик, исполнитель) представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара требованиям, указанным в подпункте «а» пункта 1 части 15 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, Заказчик не вправе принимать решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случае, если в ходе исполнения контракта им установлено, что сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) включены в РНП.

(Разъяснение ФАС по итогам Совещания с территориальными органами ФАС России и Уполномоченными органами субъектов Российской Федерации от 14.03.2024)

❓Вопрос (Закон №44-ФЗ): Вправе заказчик отклонить участника конкурса, если в качестве опыта по Постановлению № 2604 участник предоставил недостоверные сведения относительно договора, подтверждающего опыт работ или комиссия просто не засчитывает этот опыт для подтверждения квалификации по Постановлению № 2604?

✅ Ответ: При рассмотрении заявок на участие в закупке заявка подлежит отклонению в случае выявления недостоверной информации в заявке на основании пункта 8 части 12 статьи 48 Закона № 44-ФЗ.

Для подтверждения достоверности информации, содержащейся в заявке, заказчик вправе направлять запросы в соответствующие уполномоченные учреждения, а также руководствоваться открытыми источниками информации, размещенными на официальных сайтах государственных органов.

(Определении Конституционного суда от 14.12.2023 № 3288-О)

❓Вопрос (Закон №223-ФЗ): Заказчики в силу положений законодательства предъявляют требования к участникам закупки в виде требования о наличии лицензии. Правомерно ли данное требование заказчика, если предмет закупки предполагает не только исполнение обязательств, для выполнения которых требуется наличие лицензии, но и других видов работ, услуг?

✅ Ответ: Если законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное наличие у лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, специальной  правоспособности (лицензии), то заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.

В случае, если предметом закупки являются функционально связанные работы, требующие наличия лицензии, и работы, не требующие лицензии, то установление требования к участникам закупки о наличии соответствующей лицензии неправомерно

При исполнении такого договора подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию. Заказчик вправе установить требование о наличии указанной лицензии непосредственно у исполнителя, который будет осуществлять такие работы.

(Решение ФАС России от 24 декабря 2021 г. по делу № 223ФЗ-667/21; Разъяснение ФАС по итогам Совещания с территориальными органами ФАС России и Уполномоченными органами субъектов Российской Федерации от 14.03.2024)

❓Вопрос (Закон №44-ФЗ): Каким образом при закупке лекарственных препаратов необходимо требовать подтверждение сведений, обеспечивающих возможность проверить наличие регистрационного удостоверения у предлагаемого к поставке товара?

✅ Ответ: В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 части 1 статьи 43 Закона № 44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки, в том числе документы, подтверждающие соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 26 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» регистрационное удостоверение лекарственного препарата это – документ, подтверждающий факт государственной регистрации лекарственного препарата.

В силу части 1 статьи 13 Закона № 61-ФЗ в РФ допускаются производство, изготовление, хранение, перевозка, ввоз в РФ, вывоз из РФ, отпуск, реализация, передача, применение, уничтожение лекарственных препаратов, если они зарегистрированы соответствующим уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, регистрационное удостоверение является документом, подтверждающим возможность обращения лекарственного препарата на территории Российской Федерации, в связи с чем заказчику в извещении необходимо установить требование о предоставлении в составе заявки на участие в закупке копий действующих регистрационных удостоверений/ сведений о реквизитах такого удостоверения, по которым комиссия по осуществлению закупок имеет возможность проверить лекарственный препараты в Государственном реестре лекарственных средств.

(Разъяснение ФАС по итогам Совещания с территориальными органами ФАС России и Уполномоченными органами субъектов Российской Федерации от 14.03.2024)