Поиск по категории

Вопрос (44-ФЗ): Можно ли в одной закупке объединять функционально связанные между собой товары по каталогу товаров, работ, услуг (КТРУ) и Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2)?

✅ Ответ: Да, можно.

Законом № 44-ФЗ не установлена обязанность при осуществлении закупок разделять товары (работы, услуги) в зависимости от кода ОКПД 2 или кода КТРУ.

❓Вопрос (44-ФЗ): Если при проведении закупки с запретом на поставку иностранной продукции по ПП РФ от 30.04.2020 № 616 подана только одна заявка, в которой не указаны номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции на закупаемые в рамках данной закупки товары, такую заявку следует отклонить или нет?

✅ Ответ: Номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции и единого реестра российской радиоэлектронной продукции не представляются лишь при поставках вооружения, военной и специальной техники, принятых на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, и/или при поставках образцов вооружения, военной и специальной техники, разработанных в соответствии с конструкторской документацией с литерой не ниже "О1". Информация о таких товарах не подлежит включению в реестр российской промышленной продукции и в единый реестр российской радиоэлектронной продукции.

В остальных случаях номера реестровых записей должны быть включены в заявку обязательно, в противном случае заявку участника необходимо отклонить.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона № 44-ФЗ, заявка на участие в закупке должна содержать информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона №44-ФЗ (в случае, если в извещении (документации) об осуществлении закупки установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска).

В случае непредставления участником закупки информации и документов, предусмотренных нормативным правовым актом, на основании которого в извещении о закупке был установлен запрет на допуск иностранных товаров, заявка такого участника подлежит отклонению на основании п. 5 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ.

Вопрос (Закон №223-ФЗ): Нужно ли размещать документы по каждому этапу исполнения договора? И нужно ли размещать первичные документы об исполнении (акты) отдельно от оплаты, если оплата выполняется с отсрочкой более 10 дней.

Ответ: Под исполнением договора следует понимать исполнение всех установленных обязательств обеих сторон по договору, то есть и поставку товара, выполнение работ, оказание услуг одной из сторон и их приемку и оплату другой стороной (см. также п. 1 письма Минэкономразвития России от 07.07.2015 N Д28и-1964, письмо Минэкономразвития России от 21.07.2015 N Д28и-2079, письмо Минфина России от 18.06.2015 N 02-02-08/35407).

Заказчик обязан разместить информацию в течение 10 дней со дня исполнения всех обязательств по договору (пп. "в" п. 10 Правил ведения реестра договоров утв. ПП РФ от 31.10.2014 N 1132). При этом под исполнением всех обязательств понимается поставка товара (выполнение работ, оказание услуг), приемка и оплата товаров (работ, услуг) Заказчиком, т.е. со дня исполнения договора в целом.

Несмотря на указанные разъяснения, на практике Заказчики применяют положения пп. "в" п. 10 Правил ведения реестра договоров утв. ПП РФ от 31.10.2014 N 1132 к каждому документу по отдельности, в т.ч. и к платежкам на оплату аванса. Если срок оплаты позже 10 дней чем дата первичного документа, первичный документ размещают отдельно. На наш взгляд, такой подход может быть оправдан только в том случае, когда Заказчик размещает документы по каждому этапу закупки где есть и акт и оплата по нему (для контроля по договору), но и это в договорах с большим объемом закрывающих документов может стать лишней необязательной работой для Заказчика.

❓Вопрос: Может ли директор, находящийся в отпуске или командировке, подписать договор (контракт)?

✅ Ответ: Да, может.

Закон не предусматривает прекращения полномочий руководителя организации как ее единоличного исполнительного органа на период отпуска или командировки. 

В этот период руководитель не лишается права подписи, а подписанные им документы обладают полнотой юридической силы (примеры из практики: постановление Президиума ВАС РФ от 09.02.1999 N 6164/98, определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.11.2016 N 33-23178/2016, постановления АС Восточно-Сибирского округа от 13.12.2018 N Ф02-5130/18, Пятнадцатого ААС от 19.08.2016 N 15АП-10662/16, Восьмого ААС от 04.03.2021 N 08АП-920/21).

Однако стоит отметить, что отпуск является временем отдыха работника, то есть временем, когда работник свободен от исполнения своих трудовых обязанностей (ст. 106, 107 ТК РФ). Привлечение работника к работе в период отпуска само по себе является нарушением трудового законодательства. Чтобы не возникало вопросов со стороны контролирующих органов, рекомендуется на время отсутствия руководителя передавать эти полномочия другому работнику.

❓Вопрос: В преамбуле контракта (договора) указан генеральный директор, но договор подписал по доверенности другой сотрудник. Нужно ли делать дополнительное соглашение об изменении преамбулы договора?

✅ Ответ: Дополнительное соглашение делать не нужно, при необходимости предъявите доверенность на сотрудника, подписавшего контракт (договор).

Законодательство не содержит требований к указанию в тексте договора сведений (ФИО, должность, реквизитов доверенности и т.п.) о лице, подписывающем договор от имени организации. Отсутствие сведений о лице, подписавшем договор по доверенности не свидетельствует о недействительности либо о незаключенности данного контракта (договора) (пример из практики: постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03 октября 2007 г. N 13АП-11285/07, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 октября 2012 г. N 13АП-16117/12).

Также законодательством не установлены требования о необходимость подписания договора именно лицом, упомянутым в преамбуле. Соответственно, подписать контракт (договор) вправе лицо, хотя не упомянутое в его преамбуле, но обладающее соответствующими полномочиями, например, действующее на основании доверенности (ст. 182 ГК РФ).

Однако во избежание споров, рекомендуется указывать реквизиты представителя, подписавшего договор либо в преамбуле, либо в конце договора в разделе с реквизитами сторон.

❓Вопрос (Закон №223-ФЗ): Обязательно ли в договор с единственным поставщиком включать информации о стране происхождения товара?

✅ Ответ: Информация о стране происхождения товара включается в договор, если заказчик осуществляет приемку данного товара.

При заключении договора с единственным поставщиком, независимо от предмета закупки, включите в договор информацию о стране происхождения товара, в том числе в отношении товара, поставляемого при выполнении работ или оказании услуг, если в отношении данного товара осуществляется приемка и составляется первичный учетный документ (ч. 5.1, 5.2 ст. 3, ст. 3.6, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, Письмо Минфина России от 03.11.2020 N 24-04-07/95720).

Если согласно заключаемому договору поставляется товар из разных стран, в договор включается информация о каждой стране происхождения товара (Письмо от 08.06.2023 N 24-07-09/53177).

❓Вопрос (Закон №44-ФЗ): Можно ли снизить цену контракта на этапе его заключения?

✅ Ответ: Нет, нельзя.

Снижение цены контракта на этапе его заключения не предусмотрено Законом №44-ФЗ.  

После подписания контракта вы можете заключить дополнительное соглашение на основании п. 1.1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ о снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.

❓Вопрос (Приказ ФАС №147/23): В течение какого времени организатором аукциона должен быть заключен договор с победителем аукциона на право заключения договора аренды нежилого помещения?

✅ Ответ: Приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 марта 2023 г. № 147/23 не установлен определенный срок подписания договора аренды сторонами.
 
Срок, в течение которого должен быть подписан проект договора, указывается в извещении (подп. 14 п. 88). 

На практике, Организаторами торгов часто указывается срок по аналогии с Законом №44-ФЗ или Законом №223-ФЗ – не ранее 10 и не позднее 20 календарных дней с даты публикации итогового протокола (срок на обжалование процедуры в ФАС).

❓Вопрос (Закон №223-ФЗ): Может ли ФАС провести внеплановую проверку соблюдения Заказчиком Закона №223-ФЗ?

✅ Ответ: Нет, не может.

Антимонопольный орган не наделен полномочиями по проведению внеплановых проверок соблюдения положений Закона №223-ФЗ в отношении действий субъектов контроля при закупке товаров, работ и услуг в соответствии с Законом №223-ФЗ.

Наличие либо отсутствие признаков нарушения Закона №223-ФЗ возможно установить при комиссионном рассмотрении соответствующей жалобы, поданной в порядке, установленном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, исходя из положений документации о закупке и всех обстоятельств рассматриваемого дела.

(Письмо Федеральной антимонопольной службы от 8 февраля 2024 г. N 28/9607/24 "О рассмотрении обращения")

❓Вопрос (Закон 223-ФЗ): Можно ли в закупочной документации (извещении) запретить коллективное участие в конкурентной закупке среди МСП?

✅ Ответ: Да, Закон №223-ФЗ не допускает коллективного участия в конкурентных закупках среди МСП. Однако в конкурентной закупке не среди МСП коллективное участие обязательно.

В соответствии с частью 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ на стороне одного участника закупки могут выступать несколько юридических лиц либо несколько физических лиц, в том числе несколько индивидуальных предпринимателей.

При этом статьей 3.4 Закона № 223-ФЗ установлены особенности осуществления конкурентной закупки в электронной форме, участниками которой с учетом особенностей, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (далее соответственно - конкурентная закупка с участием субъектов МСП, субъекты МСП).

Частью 19.1 статьи 3.4 Закона N 223-ФЗ определен перечень информации и документов, обязанность представления которых заказчик вправе установить в документации о конкурентной закупке с участием субъектов МСП.

Вместе с тем статья 3.4 Закона N 223-ФЗ не содержит положений о возможности участия в конкурентной закупке с участием субъектов МСП нескольких юридических лиц или нескольких индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.

Таким образом, проведение конкурентной закупки с участием субъектов МСП не предполагает коллективное участие субъектов МСП в такой закупке.

(Письмо Минфина России от 20.06.2023 N 24-07-09/56775)