Как подать заявку, участвовать в аукционе и заключить договор по Закону №44-ФЗ
Основная информация
В данной памятке мы рассмотрим общие вопросы участия в электронных торгах по Закону №44-ФЗ, а именно:
- подготовка и подача заявки на участие в торгах;
- участие в электронном аукционе;
- подписание договора по результатам закупки.
Подготовка к подаче заявки
Если это ваша первая закупка, ваша организация должна пройти подготовительные шаги:
- получить электронную подпись. Как это сделать читайте в данной статье
- пройти регистрацию в ЕИС и получить аккредитацию на федеральных торговых площадках. Как это сделать читайте в данной статье
- открыть в банке «специальный счет», на который вы будете перечислять сумму, необходимую для обеспечения заявки. Такой счет открывается с том же банке где у вас открыт обычный расчетный счет.
Далее вы ищите интересующие Вас торги, находите подходящую закупку и приступаете к подготовке заявки.
Первым делом, внимательно изучите Документы закупки:
Обратите внимание на существенные условия договора: срок поставки, место поставки, порядок оплаты.
Изучите Техническое задание и обоснование начальной цены закупки.
Если на данном этапе у вас возникнут какие-то вопросы до документации, направьте Заказчику запрос на разъяснение документации. Чтобы отравить запрос на разъяснение, зайдите в личный кабинет торговой площадки, найдите нужную Вам закупку и сформируйте запрос. Например, на площадке РТС-тендер, кнопка подачи запроса выглядит следующим образом:
Форма запроса:
Участник может направить запрос на разъяснение не позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Заказчик должен ответить на запрос не позднее 2 дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Подача заявки на участие в торгах
При изучении закупочной документации обратите внимание на требование о предоставлении обеспечения заявки. Если Заказчиком установлено такое требование, Вам необходимо заблаговременно перечислить требуемую сумму на «специальный счет» либо получить независимую гарантию и при подаче заявки указать на площадке её номер реестровой записи из реестра независимых гарантий (площадка автоматически проверит наличие гарантии в реестре и в случае если её там нет, вернет заявку).
Следующий этап, подготовка документов. Закупочная документация должна содержать файл (раздел): «Требования к содержанию, составу заявки и инструкция по ее заполнению».
Внимательно ознакомьтесь с содержанием этого файла (раздела), подготовьте и оформите все необходимые формы и документы заявки.
Когда заявка готова, обеспечение заявки оформлено (при наличии данного условия), зайдите в личный кабинет на торговую площадку:
Выберите вход через ЕСИА:
Выберите вход по электронной подписи:
Далее нажмите «Готово» - выберите ваш сертификат электронной подписи и сайт госуслуг перенаправит вас обратно на площадку. На площадке выберите организацию и привязанный к ней сертификат, нажмите «Войти»:
После входа на площадку, найдите нужную закупку:
И в результатах поиска, в строке Вашей закупке нажмите кнопку «Подать заявку»:
Перед Вами откроется страница для формирования заявки. Прикрепите документы заявки в соответствующие разделы, заполните обязательные поля форм и нажмите кнопку подписания и отправки заявки.
Если вы все сделали верно, на вашу электронную почту придет сообщение о подаче заявки и о блокировке денег на спец. счету (если документацией предусмотрено обеспечение заявки). Если денег на спец. счету будет недостаточно, оператор вернет заявку. Рекомендуем после отправки заявки проверить её статус на торговой площадке на вкладке «Мои заявки».
Участие в электронном аукционе
Электронный аукцион по Закону №44-ФЗ проходит через 2 часа после даты и времени окончания подачи заявок. Например, подача заявок завершилась 05.05.2023 в 08:00, аукцион начнется 05.05.2023 в 10:00.
Чтобы принять участие в аукционе зайдите на торговую площадку по электронной подписи. Перейдите в раздел с Вашими заявками либо в закупку, и в зависимости от функционала торговой площадки, в момент начала аукциона нажмите на значок или кнопку «Торги» либо «Подача ценовых предложений».
Например, на площадке РТС-тендер из раздела карточки закупки нужно перейти в «Информацию о торгах» и там нажать кнопку «Подача ценовых предложений»:
А на площадке Сбербанк, торги обозначаются значком «молоток» в строке с вашими заявками.
Таким образом, чтобы не пропустить время подачи заявок, заблаговременно зайдите на площадку и найдите раздел проведения аукциона.
Время подачи заявок в аукционе составляет 4 минуты. Если чье-то предложение продержится 4 минуты, и никто не перебьет текущую ставку, торги завершатся. Если ставку перебьют, то отсчет времени начнется заново и так до тех пор, пока не выявится победитель. Общее время аукциона не может быть более пяти часов с момента начала процедуры.
Шаг аукциона может быть от 0,5% до 5% от начальной цены контракта.
В торговом зале вам необходимо выбрать ценовое предложение и нажать кнопку для его подачи. Если появится запрос на подтверждение действия с помощью электронной подписи, одобрите его (нажмите «Да»). Так выглядит торговый зал в момент проведения аукциона:
После завершения основного этапа аукциона, участники торгов (все кроме победителя) в течение 10 минут могут сделать однократную подачу ценового предложения. Такое предложение должно быть не ниже предложения победителя аукциона.
Подписание договора по результатам закупки
В течение 2 рабочих дней после подведения итогов закупки, Заказчик пришлет вам на торговую площадку проект контракта.
Зайдите в личный кабинет на торговой площадке, найдите раздел с контрактами. Откройте карточку контракта и внимательно ознакомьтесь с файлом проекта контракта. По электронным процедурам контракт подписывается в электронной форме через торговую площадку, «бумажного» подписания не осуществляется.
Если вы не согласны с какими-то условиями контракта, вы можете направить через торговую площадку протокол разногласий, указав какие положения хотели бы поменять. Но учтите, существенные условия контракта, на этапе его подписания менять нельзя!
Если вас все устраивает в проекте контракта, его нужно подписать в течение 5 рабочих дней после его поступления от Заказчика. Пропускать этот срок нельзя, иначе ваша организация будет признана уклонившейся от заключения контракта и информация об организации будет внесена в реестр недобросовестных поставщиков, это означает что в течение следующих 2-х лет вы не сможете принимать участие в закупках.
Для подписания контракта, вам необходимо оплатить обеспечение контракта на счет Заказчика либо прикрепить независимую гарантию. Размер обеспечение устанавливается в закупочной документации.
Обратите внимание, если начальная цена закупки по результатам торгов была снижена на 25% и более, размер обеспечения контракта увеличится в 1,5 раза (антидемпинговые меры).
В процедурах, которые проводятся среди СМП, обеспечение контракта, в том числе с увеличенное за счет антидемпинговых мер, можно не платить, если вы до заключения контракта в карточке подписания проекта контракта вы укажите информацию из реестра контрактов, подтверждающую, что в течение 3 лет до подачи заявки исполнили (без учета правопреемства) 3 контракта без штрафов и пеней. Информацию о наличии таких контрактов в реестре контрактов, можно получить в сервисе нашего сайта «Проверка добросовестности СМП по 44-ФЗ»
После подписания контракта, его подпишет Заказчик в срок не ранее 10 дней с момента публикации итогового протокола (срок на обжалование результатов закупки в ФАС).
В данной памятке мы рассмотрели весь цикл от подготовки заявки до подписания контракта по Закону №44-ФЗ.
Подготовка и подача заявки в торгах, проведение электронного аукциона и заключение договора по Закону №223-ФЗ, в целом, похожи на порядок, предусмотренный Законом №44-ФЗ. Однако, Закон №223-ФЗ имеет отличительную особенность - согласно требованиям данного закона, каждый Заказчик должен разработать и утвердить собственное Положение о закупках, которое будет детально регламентировать порядок проведения торгов. Таким образом, у каждого Заказчика, работающего по Закону №223-ФЗ, порядок проведения торгов может отличаться, чтобы вашу заявку не отклонили, внимательно изучайте закупочную документацию.
Информация в данной памятке поможет вам сориентироваться на каждом этапе закупочного цикла, изучайте детали проведения торгов, набирайтесь нужного опыта и победа в закупках вам гарантирована!