Национальный режим по 44-ФЗ с 1 января 2025 года

Дата публикации: 20.01.2025
Обновлено: 19.06.2025

С 01.01.2025 при осуществлении закупок в соответствии с законами № 44-ФЗ и № 223-ФЗ необходимо придерживаться унифицированных (общих для обоих законов) правил использования национального режима.

Согласно ч. 1 ст. 14 Закона № 44-ФЗ, иностранным товару, работе, услуге обеспечиваются равные условия участия в закупках с товаром, работой, услугой российского происхождения, за исключением случаев принятия Правительством РФ мер, устанавливающих:

  • запрет закупок иностранных товаров, работ, услуг;
  • ограничение закупок иностранных товаров, работ, услуг;
  • преимущество в отношении российских товаров.

В соответствии с ч. 9 ст. 14 Закона №44-ФЗ, национальный режим не применяется при осуществлении закупок товаров, работ, услуг органами внешней разведки Российской Федерации и органами федеральной службы безопасности для обеспечения безопасности государства, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг органами государственной охраны для реализации мер по осуществлению государственной охраны, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг войсками национальной гвардии Российской Федерации для выполнения задач по участию войск национальной гвардии Российской Федерации в борьбе с терроризмом и экстремизмом, а также для выполнения по решению Президента Российской Федерации задач по обеспечению безопасности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации) и иных лиц.

25.12.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1875 (далее – Постановление №1875), которое устанавливает меры и порядок по предоставлению национального режима при осуществлении закупок в рамках Закона № 44‑ФЗ и Закона № 223‑ФЗ.

Под действие запретов (Приложение №1 к Постановлению №1875) и ограничений (Приложение №2 к Постановлению №1875) подпадают товары, работы, услуги (далее - ТРУ) наименования и коды ОКПД2 которых указаны в данных Приложениях.

Запреты, ограничения и преимущества распространяются на всю указанную в позиции перечней № 1 - № 3 группу товаров, работ, услуг по ОКПД 2, то есть на все товары, работы, услуги, включенные в указанную в соответствующей позиции перечней № 1 - № 3 группировку по ОКПД 2. Например, запрет, предусмотренный позицией 62 перечня № 1 в отношении машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства, включенных в код 28.30 по ОКПД 2, распространяется также на котлы варочные, включенные в код 28.30.83.170 по ОКПД 2.

Согласно п. 1.1 статьи 33 Закона №44-ФЗ, при описании являющегося объектом закупки товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемой работы, оказании закупаемой услуги), в отношении которого установлены предусмотренные п. 1 ч. 2 статьи 14 Закона №44-ФЗ запрет, ограничение или преимущество, указываются характеристики товара российского происхождения.

Участнику необходимо указать в заявке наименования страны происхождения товара:

  • для подтверждения происхождения товаров из Российской Федерации, не указанных в позициях 1 - 146 Приложения № 1, позициях 1 - 433 Приложения № 2;
  • для подтверждения происхождения товаров из Российской Федерации, указанных в позициях 1 - 433 Приложения N 2 (если отсутствие в реестре российской промышленной продукции такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, задекларировано заказчиком в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 7 Постановления №1875), за исключением случая, если в заявке на участие в закупке содержится предложение о поставке товара, который по состоянию на момент подачи заявки на участие в закупке включен в реестр российской промышленной продукции;
  • для подтверждения происхождения товара из иностранного государства, за исключением предусмотренных п. 3 Постановление №1875 случаев, при которых предусмотрены иные информация и документы, подтверждающие происхождение товара из государств - членов Евразийского экономического союза.

Запрет, ограничение и преимущества не применяются:

1. При осуществлении закупки товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) в целях исполнения контракта (договора), содержащего условие о поставке или использовании такого товара и заключенного с лицом, которое не является заказчиком в соответствии с Законом №44-ФЗ и Законом №223-ФЗ, либо заключенного с лицом, которое относится к числу таких заказчиков и при осуществлении закупки которым не применены в случаях, предусмотренных указанными федеральными законами и Постановлением №1875, такие запрет, ограничение или преимущество, либо заключенного до 1 января 2025 г. с лицом, которое относится к числу таких заказчиков.

2. При осуществлении закупки товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) в целях изготовления, ремонта, модернизации, технического и сервисного обслуживания вооружения, военной и специальной техники (их составных частей), изготавливаемых по нормативно-технической документации (или указанных в такой документации), утвержденной (согласованной) в установленном порядке (государственным заказчиком государственного оборонного заказа либо военным представительством Министерства обороны Российской Федерации или иного государственного заказчика, уполномоченным осуществлять деятельность в организации, осуществляющей закупку такого товара) и (или) передаваемой заказчику, осуществляющему закупку такого товара, государственным заказчиком государственного оборонного заказа, головным исполнителем поставок продукции по государственному оборонному заказу, исполнителем, участвующим в поставках продукции по государственному оборонному заказу (в том числе для целей выполнения закупаемых работ, оказания закупаемых услуг).

3. При осуществлении закупки товара (в том числе поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), не относящегося к товарам, указанным в позициях 1 - 3, 5, 7, 10, 13, 16 - 17, 137, 140 - 141 и 144 Приложения N 1 Постановления №1875, позициях 172 - 179, 189, 362 - 378, 383 - 388, 390 - 415, 429 - 433 приложения N 2 Постановления №1875, в целях исполнения заказчиком в соответствии с Законом №44-ФЗ и Законом №223-ФЗ обязательств, предусмотренных специальным инвестиционным контрактом, стороной которого является такой заказчик.

4. При осуществлении закупки товара, поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг по изготовлению такого товара по индивидуальному заказу заказчика, осуществляющего закупку.

5. При осуществлении закупки, при которой заключается контракт (договор) со встречными инвестиционными обязательствами, предусматривающий поставку товара, произведенного исключительно на создаваемом, модернизируемом, осваиваемом в соответствии с таким контрактом (договором) производстве.

Запрет может не применяться:

1. В случае отсутствия на территории Российской Федерации производства товара, являющегося объектом закупки (предметом закупки) и указанного в позициях 1 - 145 Приложения №1. Для данного случая необходимо получить разрешение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Особенностями описания объекта закупки, являющегося товаром (в том числе поставляемым при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), производство которого на территории Российской Федерации отсутствует, являются:

  • при осуществлении закупки товаров, указанных в позициях 1 - 433 Приложения N 2, - декларирование в извещении об осуществлении закупки или в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) факта отсутствия в реестре российской промышленной продукции такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, указание в описании объекта закупки характеристик товара, потребность в котором имеется у заказчика и который отсутствует в реестре российской промышленной продукции, а также включение в описание объекта закупки копии направленного до начала осуществления закупки в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации уведомления об отсутствии закупаемого товара в реестре российской промышленной продукции, которое должно содержать информацию о заказчике (место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона) и о товаре, потребность в котором имеется у заказчика и который отсутствует в реестре российской промышленной продукции (наименование товара, код товара по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), код товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, предусмотренной правом Евразийского экономического союза, и характеристики такого товара);
  • при осуществлении закупки товаров, не указанных в позициях 1 - 145 Приложения N 1, позициях 1 - 433 Приложения N 2, - декларирование в извещении об осуществлении закупки или в приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) факта отсутствия на территории Российской Федерации производства такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, а также указание в описании объекта закупки характеристик товара, потребность в котором имеется у заказчика и производство которого на территории Российской Федерации отсутствует.
  • 2. В случае отсутствия на территории Российской Федерации российских граждан, российских юридических лиц, осуществляющих оказание услуг, указанных в позициях 147 - 151 Приложения N 1, отсутствие в реестре российской промышленной продукции товаров, указанных в позициях 1 - 433 Приложения N 2, с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, отсутствие на территории Российской Федерации производства товаров, указанных в позициях 434 - 465 Приложения N 2, отсутствие на территории Российской Федерации производства товаров, не указанных в Приложениях N 1 и 2, отсутствие на территории Российской Федерации российских граждан, российских юридических лиц, осуществляющих выполнение работ, оказание услуг, не указанных в Приложениях N 1 и 2, при осуществлении в соответствии с Законом №44-ФЗ закупок таких товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг заказчиком из числа заказчиков, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 части 11 статьи 24 Закона №44-ФЗ, или при осуществлении в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Законом №44-ФЗ закупок таких товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работ, услуг иными заказчиками. Такое отсутствие декларируется заказчиком самостоятельно в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, в заключаемом с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракте (заключаемом с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) договоре).

    3. Если осуществляется закупка указанного в позициях 1 - 145 Приложения № 1 товара в целях исполнения контракта (договора), предусматривающего с учетом разрешения, полученного в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Постановление №1875, поставку такого товара, происходящего из иностранного государства.

    4. Лизингодателем осуществляется закупка предмета лизинга, происходящего из иностранного государства учитывая условия пп. «д» п. 5 Постановления №1875.

    5. При осуществлении закупки программного обеспечения, указанного в позиции 146 Приложения № 1 в случаях, указанных в пп. «е», «ж» п. 5 Постановления №1875. В данных случаях Заказчиком делается обоснование неприменения запрета.

    6. Осуществляется закупка товара, не относящегося к товарам и программному обеспечению, указанным в позициях 17, 21, 27, 35, 140, 141, 144 и 146 Приложения N 1, в количестве одной штуки и НМЦ, не превышает 300 тыс. рублей.

    7. Осуществляется закупка товаров, не относящихся к товарам и программному обеспечению, указанным в позициях 17, 21, 27, 35, 140, 141, 144 и 146 Приложения N 1, в одном из следующих случаев:

  • НМЦ (или максимальное значение цены) не превышает 1 млн. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 300 тыс. рублей.
  • ни одна из использованных при определении НМЦ, цена единицы товара не превышает 300 тыс. рублей и при этом произведение каждой цены единицы товара на количество такого товара не превышает 1 млн. рублей.
  • 8. Осуществляется закупка товаров, указанных в позиции 35 (Подшипники шариковые или роликовые) Приложения N 1, в количестве одной штуки и НМЦ не превышает 3 тыс. рублей.

    9. Осуществляется закупка товаров, указанных в позиции 35 (Подшипники шариковые или роликовые) Приложения N 1, при которой НМЦ (или максимальное значение цены) не превышает 30 тыс. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 3 тыс. рублей.

    10. Осуществляется закупка товара, не относящегося к товарам и программному обеспечению , указанным в позициях 23, 24, 44 - 47, 71 - 77, 79 - 88, 95 - 118 и 146 Приложения N 1, определенного товарного знака ввиду его несовместимости с товарами, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого товара с товарами, используемыми заказчиком.

    11. Закупки по форс-мажорным ситуациям, перечисленным в пп. «н» п. 5 Постановления №1875.

    12. Закупки Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и подведомственными им организациями в случаях, перечисленным в пп. «о», «п», «р», «с» п. 5 Постановления №1875.

    13. Закупка товаров из числа запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемых заказчиками, предусмотренными подпунктом "а" пункта 5 части 11 статьи 24 Закона №44-ФЗ, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

    Ограничение может не применяться:

    1. При осуществлении закупок товара определенного товарного знака ввиду его несовместимости с товарами, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого товара с товарами, используемыми заказчиком, за исключением случаев осуществления закупок товара, указанного в позиции 371 Приложения N 2.

    2. При осуществлении закупок товара из числа запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Положения настоящего подпункта не применяются при осуществлении закупок товаров, указанных в Приложении N 2 и являющихся расходными материалами, комплектующими, принадлежностями к медицинским изделиям.

    3. При осуществлении закупок товаров, указанных в позициях 100 (Оружие спортивное огнестрельное с нарезным стволом) и 101 (Патроны и боеприпасы прочие и их детали) Приложения N 2, в целях обеспечения нужд спорта высших достижений, а также товара из числа запасных частей и деталей к используемому оружию спортивному огнестрельному с нарезным стволом, происходящему из иностранного государства.

    4. При проведении неконкурентной закупки за исключением закупки, предусмотренной частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

    Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта для осуществления закупки в которой товары подпадают под Запрет или Ограничение

    1. Если объект закупки включает товары, в отношении которых установлен запрет (по позициям 1 - 145 Приложения №1) или ограничение (по позициям 1 - 433 Приложения №2), при определении НМЦ методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), учитывайте следующие особенности (пп. "в" п. 7 Постановления N 1875):

    • устанавливая идентичность и однородность товаров при определении НМЦ, учитывайте только товары, происходящие из ЕАЭС;
    • запросы о предоставлении ценовой информации по ряду товаров направляйте не менее чем 3 субъектам деятельности в сфере промышленности, данные о которых есть в ГИСП (https://www.gisp.gov.ru/gisplk/). Если в ней содержится информация о менее чем трех указанных субъектах, сделайте следующее. Направьте запрос также поставщикам, которые отвечают двум условиям. Сведения о них (в том числе о поставляемых ими товарах) есть в ЕИС в реестре контрактов, и они поставляют происходящие из стран ЕАЭС товары, идентичные товарам, которые требуются вам (при их отсутствии - однородные товары).

    2. Особенности, предусмотренные пунктом 1 настоящей таблицы, не применяются при наступлении одного из следующих случаев:

    • если при осуществлении закупки товара заказчиком в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 6 Постановление №1875, не применяются Запреты (см. таблицу «Запрет может не применяться») или не применяются Ограничения (см. таблицу «Ограничение может не применяться»);
    • осуществляется закупка товара в количестве одной штуки и НМЦ не превышает 5 тыс. рублей;
    • осуществляется закупка товаров, при которой НМЦ не превышает 1 млн. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 5 тыс. рублей;
    • осуществляется закупка товара, включенного в объект закупки (предмет закупки), в отношении которого уполномоченным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 22 статьи 22 Закона №44-ФЗ федеральным органом исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" установлен порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара;
    • если в реестре российской промышленной продукции отсутствуют указанные в позициях 1 - 433 Приложения N 2 товары с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, отсутствует производство на территории Российской Федерации товаров, указанных в позициях 434 - 465 Приложения N 2, которые декларируются в обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), начальной цены единицы работы, услуги. В случаях, при которых такое обоснование в соответствии с Законом №44-ФЗ не составляется, отсутствие производства такого товара на территории Российской Федерации декларируется в контракте;
    • если осуществляется закупка товаров, работ, услуг в случаях, предусмотренных пунктами 1 или 2 части 11 статьи 24 Закона №44-ФЗ.

    Объединение запретов, ограничений и преимуществ в один лот
    Общее правило

    Если иное не установлено в соответствии с Законом №44-ФЗ (на текущий момент иное не установлено) и Постановлением №1875, допускается включать в один объект закупки (предмет закупки) ТРУ указанные в Приложении № 1 и Приложении № 2 Постановления №1875, а также ТРУ не указанные в данных приложениях, при этом:

    • к включенным в объект закупки ТРУ, указанным в Приложении № 1 и Приложении № 2, применяются положения Постановления №1875, касающиеся Запрета и Ограничения;
    • к включенным в объект закупки ТРУ российского происхождения, указанным и не указанным в Приложении № 1 и Приложении № 2 Постановления №1875, применяются положения Постановления №1875, касающиеся Преимуществ.

    Исключения из общего правила - не могут быть включены в предмет одного контракта (одного лота),
    за исключением закупок у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)

    Товары, которые относятся к музыкальным инструментам Приложения № 2 Постановления №1875:

    • товары, указанные в позициях 143 и 144, и товары, не указанные в таких позициях;
    • товары, указанные в позициях 145, 149 и 150, и товары, не указанные в таких позициях;
    • товары, указанные в позициях 146 - 148, 151 - 153 и 162, и товары, не указанные в таких позициях;
    • товары, указанные в позиции 154, и товары, не указанные в такой позиции;
    • товары, указанные в позициях 155 - 160, и товары, не указанные в таких позициях;
    • товары, указанные в позиции 161, и товары, не указанные в такой позиции;
    • товары, указанные в позиции 163, и товары, не указанные в такой позиции.

    Товары, которые относятся к медицинской технике или лекарственным препаратам Постановления №1875:

  • товары, указанные в позициях 17, 139 - 141 Приложения №1 Постановления №1875, 179, 189, 320 (в части дефибрилляторов), 362 - 432 Приложения №2 Постановления №1875, и товары, не указанные в таких позициях;
  • указанные в позиции 433 Приложения №2 Постановления №1875 лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, и не включенные в такой перечень (если в соответствии с законом о закупках и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами допускается включение в предмет одного контракта (одного лота) лекарственных препаратов с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями);
  • указанные в позиции 433 Приложения №2 Постановления №1875 лекарственные препараты, включенные в перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории Российской Федерации, и не включенные в такой перечень (если в соответствии с законом о закупках и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами допускается включение в предмет одного контракта (одного лота) лекарственных препаратов с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями).
  • Аппаратура для воспроизведения звука:

  • товары, указанные в позиции 237, 241 (только в части громкоговорителей, усилителей электрические звуковых частот, установки электрических усилителей звука, соответствующие кодам 26.40.42.110, 26.40.43.110, 26.40.43.120) Приложения №2 Постановления №1875, с другими товарами;
  • товары, указанные в позиции 241(только в части микрофонов и подставок для них, соответствующие коду 26.40.41.000) Приложения №2 Постановления №1875, с другими товарами.
  • Запрет (применение в закупке)

    Приложением №1 Постановления №1875 определен Перечень товаров (работ, услуг) для которых установлен иностранный запрет.

    Если установлен запрет, Заказчики могут приобрести только российскую продукцию из данного перечня (в т.ч. и по закупкам с единственным поставщиком).

    Запрет распространяется на ТРУ всех членов Евразийского экономического союза.

    Запрет применяется при проведении всех способов определения поставщика (подрядчика исполнителя) по Закону № 44-ФЗ, в том числе при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

    Подтверждающие документы

    1.1. Документом, подтверждающими страну происхождения товара Российская Федерация, для позиций 1-145 Приложении №1 является - номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, предусмотренного статьей 17.1 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - реестр российской промышленной продукции), и справка, подтверждающая наличие специального инвестиционного контракта и предусмотренная пунктом 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции", или номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, содержащей в том числе:

    • информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (если в отношении такого товара постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции" за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов), которое составляет или превышает значение, определенное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции", включая значение, определенное для целей осуществления закупок (если постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции" в отношении такого товара определено значение для целей осуществления закупок);
    • информацию об уровне радиоэлектронной продукции (для товара, являющегося в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции" радиоэлектронной продукцией первого уровня или радиоэлектронной продукцией второго уровня).

    1.2. Документом, подтверждающими страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации), для позиций 1-145 Приложении №1 является - номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), содержащей в том числе:

    • информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий) (если в отношении такого товара правом Евразийского экономического союза за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов), которое составляет или превышает значение, определенное правом Евразийского экономического союза;
    • информацию об уровне радиоэлектронной продукции (для товара, являющегося в соответствии с правом Евразийского экономического союза радиоэлектронной продукцией первого уровня или радиоэлектронной продукцией второго уровня).

    1.3. Документом, подтверждающими страну происхождения товара Российская Федерация, для закупки по позиции 146 (Программа для электронной вычислительной машины и (или) базы данных по коду ОКПД2 58.29) Приложении №1 является - порядковый номер реестровой записи из единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

    1.4. Документом, подтверждающими страну происхождения товара Российская Федерация, для закупки по позиции 146 (Программа для электронной вычислительной машины и (или) базы данных по коду ОКПД2 58.29) Приложении №1 и его соответствия дополнительным требованиям к программам и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденным ПП РФ от 23.03.2017 № 325 является - порядковый номер реестровой записи из реестра российского программного обеспечения, содержащей информацию о соответствии программного обеспечения дополнительным требованиям к программному обеспечению.

    1.5. Документом, подтверждающими страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации), для закупки по позиции 146 (Программа для электронной вычислительной машины и (или) базы данных по коду ОКПД2 58.29) Приложении №1 является - порядковый номер реестровой записи из единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации.

    1.6. Документом, подтверждающими страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации), для закупки по позиции 146 (Программа для электронной вычислительной машины и (или) базы данных по коду ОКПД2 58.29) Приложении №1 и его соответствия дополнительным требованиям к программам и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденным ПП РФ от 23.03.2017 № 325 является - порядковый номер реестровой записи из реестра евразийского программного обеспечения, содержащей информацию о соответствии программного обеспечения дополнительным требованиям к программному обеспечению.

    Особенности, установленные Постановлением №1875 для некоторых позиций:

    1. Запрет закупок товаров, указанных в позиции 27 (Устройства числового программного управления), также применяется, если такие товары включены в состав закупаемых товаров, указанных в позициях 63 – 67 (см. перечень в Приложении №1).

    2. Запрет закупок программного обеспечения, указанного в позиции 146 (Программа для электронной вычислительной машины и (или) базы данных):

    • применяется при включении ПО в состав объекта закупки с другими товарами, работами, услугами.
    • действует для ПО, реализуемого на носителе или в электронном виде, а также для исключительных прав и прав использования ПО, независимо от вида договора.
    • не применяется при закупке ПО, сведения о котором составляют государственную тайну.

    Программное обеспечение, указанное в позиции 146 включает поставки, техобслуживание оборудования, разработку и модификацию, а также сопровождение и техническую поддержку с предоставлением прав на использование (подробный список см. в пп. «с» п. 4 Постановления №1875).

    Кроме того, при оценке заявок в закупке с данным запретом, следует соблюдать особенности, установленные пп. «х» п. 4 Постановления №1875.

    Ограничения (применение в закупке)

    Приложением №2 Постановления №1875 определен Перечень товаров (работ, услуг) для которых установлены ограничения на закупку иностранного товара.

    Если установлено ограничение, импортную продукцию нельзя приобрести, если в тендере присутствует заявка с российским товаром, который соответствует условиям закупки (механизм "второй лишний").

    Все заявки на участие в закупке, содержащие предложения о поставке такого товара, происходящего из иностранного государства, подлежат отклонению, если на участие в закупке подана и по результатам рассмотрения признана соответствующей требованиям извещения (документации) о закупке заявка, содержащая предложение о поставке такого товара российского происхождения (пп. "а" п. 2 ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

    При исполнении контракта замена товара на происходящий из иностранного государства товар, в отношении которого установлено данное ограничение, если контракт предусматривает поставку товара российского происхождения, не допускается (пп. "б" п. 2 ч. 4 ст. 14 Закона № 44-ФЗ).

    Ограничение распространяется на ТРУ всех членов Евразийского экономического союза.

    Учитывая положения пункта 2 части 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ, ограничение применяется исключительно при проведении конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при осуществлении закупки, предусмотренной частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

    Подтверждающие документы

    1.1. Документом, подтверждающими страну происхождения товара Российская Федерация, для позиций 1-433* Приложении №2 является - номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, предусмотренного статьей 17.1 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации" (далее - реестр российской промышленной продукции), и справка, подтверждающая наличие специального инвестиционного контракта и предусмотренная пунктом 1(1) постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции", или номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, содержащей в том числе:

    • информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) (если в отношении такого товара постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции" за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов), которое составляет или превышает значение, определенное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции", включая значение, определенное для целей осуществления закупок (если постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции" в отношении такого товара определено значение для целей осуществления закупок);
    • информацию об уровне радиоэлектронной продукции (для товара, являющегося в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции" радиоэлектронной продукцией первого уровня или радиоэлектронной продукцией второго уровня).

    1.2. Документом, подтверждающими страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации), для позиций 1-433* Приложении №2 является - номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), содержащей в том числе:

    • информацию о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий) (если в отношении такого товара правом Евразийского экономического союза за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий) установлены требования о совокупном количестве баллов), которое составляет или превышает значение, определенное правом Евразийского экономического союза;
    • информацию об уровне радиоэлектронной продукции (для товара, являющегося в соответствии с правом Евразийского экономического союза радиоэлектронной продукцией первого уровня или радиоэлектронной продукцией второго уровня).
    * в части товаров, указанных в позициях 400-432 положения применяются с 01.09.2025.

    1.3. Для закупки по позиции 433** (Препараты лекарственные по кодам ОКПД2 21.10.51, 21.20.1, 21.20.21, 21.20.23) Приложении №2, кроме документов предусмотренных п. 1.1 и п. 1.2 настоящей таблицы - документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выданный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке. ** при осуществлении закупок позиции 433, извещения (приглашения) о которых размещены (направлены) либо контракты с единственным поставщиком при осуществлении которых заключены по 31.08.2025 включительно, подтверждающим документов также является сертификат о происхождении товара. Также дополнительные требования к данной позиции установлены в пп. «д», «е» п. 10 Постановления №1875.

    1.4. Для закупок, размещенных до 31.08.2025 по позициям 362-399 и 433 Приложения №2, для товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, в том числе из Российской Федерации, участником дополнительно предоставляется - сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров.

    1.5. Для закупок, размещенных до 31.08.2025 по позициям 400-432 Приложения №2, для товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, в том числе из Российской Федерации, участником предоставляется информация и документы (в совокупности):

    • сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров;
    • акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза, содержащий информацию о рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил определения страны происхождения товаров доле стоимости используемых для производства одной единицы медицинского изделия иностранных материалов (сырья) в цене конечной продукции, величина которой не превышает предельные значения согласно приложению N 4 Постановления №1875;
    • реквизиты (дата и номер) документа, подтверждающего соответствие производства медицинских изделий требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".

    Особенности, установленные Постановлением №1875 для некоторых позиций:

    1. Ограничение закупок товаров, указанных в позициях 362 - 432, применяется при осуществлении закупок товаров, являющихся медицинскими изделиями.

    2. Ограничение в отношении лекарственных препаратов, указанных в позиции 433, применяется при осуществлении закупок лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р.

    3. При закупке товаров, указанных в позициях 195, 197 - 199 и 203, заявка содержащая предложение о поставке товара российского происхождения, являющегося радиоэлектронной продукцией не признанной в соответствии с ПП РФ от 17.07.2015 № 719, радиоэлектронной продукцией первого уровня, приравнивается к заявке на участие в закупке, в которой содержится предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства, если на участие в такой закупке подана заявка, признанная радиоэлектронной продукцией первого уровня.

    Контракт должен содержать условие о том, что, если контракт предусматривает поставку радиоэлектронной продукции, признаваемой в соответствии с ПП РФ от 17.07.2015 № 719 "О подтверждении производства российской промышленной продукции" или правом Евразийского экономического союза радиоэлектронной продукцией первого уровня, замена такой продукции на радиоэлектронную продукцию, не признаваемую радиоэлектронной продукцией первого уровня, не допускается.

    4. При закупке лекарственных препаратов, указанных в позиции 433 следует соблюдать особенности, установленные пп. «у» п. 4 Постановления №1875.

    5. Если при осуществлении в соответствии с Законом №44-ФЗ закупки товаров, указанных в позициях 1 - 433 приложения № 2 Постановления №1875, заказчиком в соответствии с абзацем третьим подпункта "а" пункта 7 Постановления №1875 задекларировано отсутствие в реестре российской промышленной продукции такого товара с характеристиками, соответствующими потребности заказчика, а на участие в закупке подана заявка на участие в закупке, признанная по результатам ее рассмотрения соответствующей установленным в соответствии с Законом №44-ФЗ требованиям и содержащая предложение о поставке такого товара, включенного в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров, и предусмотренный подпунктом "а" или "б" пункта 3 Постановления №1875 номер реестровой записи, то заявка на участие в закупке, содержащая предусмотренное абзацем третьим подпункта "з" пункта 3 Постановления №1875 указание наименования страны происхождения товара, приравнивается к заявке на участие в закупке, в которой содержится предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства.

    Преимущество для отечественного товара (применение в закупке)

    Преимущество действует для всех товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), если к таким товарам не применяется запрет или ограничение.

    Преимущество Участнику предоставляется при условии, если в его Заявке содержится предложение о поставке товара только российского происхождения, а в заявке другого участника, которая не отклонена содержится предложение о поставке хотя бы одного товара, происходящего из иностранного государства.

    Согласно пп. "а" п. 3 ч. 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, если Постановлением №1875 установлено преимущество в отношении товара российского происхождения, ценовое предложение участника с российской продукцией нужно снижать на 15% при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок. Контракт с этим участником в случае его победы заключают по предложенной им цене. При исполнении контракта допускается замена товара исключительно на товар российского происхождения, если контракт предусматривает поставку товара российского происхождения.

    Учитывая положения пункта 3 части 4 статьи 14 Закона № 44-ФЗ, преимущество применяется исключительно при проведении конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и при осуществлении закупки, предусмотренной частью 12 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

    С вступлением в силу Постановления №1875, утратили силу, в том числе, следующие акты Правительства РФ регулирующие национальный режим до 01.01.2025:

      1. ПП РФ от 5 февраля 2015 г. N 102;

      2. ПП РФ от 2 июня 2015 г. N 528;

      3. ПП РФ от 30 ноября 2015 г. N 1289;

      4. ПП РФ от 22 апреля 2016 г. N 337 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102";

      5. ПП РФ от 22 августа 2016 г. N 832;

      6. ПП РФ от 30 апреля 2020 г. N 616;

      7. ПП РФ от 30 апреля 2020 г. N 617;

      8. ПП РФ от 3 декабря 2020 г. N 2014.