Поиск по категории
❓ Вопрос (Закон №223-ФЗ): Распространяется ли новый порядок определения цены контракта при закупках топлива моторного утвержденный Приказом ФАС от 22.11.2024 № 894/24 на закупки по Закону №223-ФЗ?
✅ Ответ: Нет, на Закон №223-ФЗ данный порядок не распространяется.
Как и ранее, определение и обоснование начальной цены договора осуществляется согласно порядку, установленному Вашим Положением о закупке.
❓ Вопрос (Закон №223-ФЗ): Поставщик (подрядчик, исполнитель) стал плательщиком НДС в 2025 году, Заказчику поступило письмо (требование) об увеличении суммы договора на размер НДС 5%. Договором установлено что цена изменению не подлежит. Правомерно ли требование поставщика?
✅ Ответ: Требование поставщика неправомерно. Вы можете поменять в договоре формулировку «НДС не облагается» на «в т.ч. НДС 5%» (если новая ставка 5%), при этом цена договора изменению не подлежит.
Независимо от того требует поставщик (подрядчик, исполнитель) увеличения цены договора или нет, вы должны руководствоваться действующим законодательством, собственным Положением о закупке и условиями заключенного договора.
В приведенном в вопросе договоре установлено, что цена договора является твердой и определяется на весь срок исполнения договора.
В гражданско-правовых отношениях сторон договора сумма НДС является частью цены договора, которая вычленяется из этой цены для целей налогообложения (определение СК по экономическим спорам ВС РФ от 23.11.2017 N 308-ЭС17-9467, определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2011 N 1856-О-О, постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5451/09).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость", по смыслу положений пунктов 1 и 4 статьи 168 НК РФ сумма налога, предъявляемая покупателю при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должна быть учтена при определении окончательного размера указанной в договоре цены и выделена в расчетных и первичных учетных документах, счетах-фактурах отдельной строкой. При этом бремя обеспечения выполнения этих требований лежит на продавце как налогоплательщике, обязанном учесть такую операцию по реализации при формировании налоговой базы и исчислении подлежащего уплате в бюджет налога по итогам соответствующего налогового периода.
Учитывая вышеизложенное, изменение у поставщика (подрядчика, исполнителя) режима налогообложения, не влечет изменение цены договора, а требование поставщика об увеличении цены договора является необоснованным.
Аналогичная ситуация и в Законе №44-ФЗ. В соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона №44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Увеличение цены контракта в связи со сменной режима налогообложения у поставщика (подрядчика, исполнителя) не предусмотрено.
❓Вопрос: Должно ли бюджетное учреждение при приемке товара по 44-ФЗ и 223-ФЗ использовать Акта приёмки товаров, работ, услуг (ф. 0510452)?
✅ Ответ: Да, должно.
Акт приемки (ф. 0510452) формируется в целях оформления приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, предусмотренной договором (контрактом), информация о котором не размещается в реестре контрактов ЕИС.
Для всех случаев приемки товаров, работ, услуг, осуществляемых в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, Закона 223-ФЗ, за исключением приемки товаров, работ, услуг, предусмотренной договором (контрактом), информация о котором размещается в реестре контрактов на ЕИС, применение Акта приемки (ф. 0510452) является обязательным.
Данный вывод следует из «Методические рекомендации по применению отдельных унифицированных форм электронных документов, утвержденных приказом № 61н, в рамках реализации электронного документооборота» опубликованных Письмом Минфина России от 29.11.2024 № 02-06-06/120312.
Также в Методических рекомендациях указан порядок заполнения и особенности составления Акта приемки (ф. 0510452).
❓Вопрос (Закон №223-ФЗ): Вправе ли заказчик в Положении о закупке установить максимальную сумму закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в размере 10 000 000,00 рублей на любые нужды?
✅ Ответ: Да, заказчик вправе установить максимальную сумму закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в размере 10 000 000,00 рублей на любые нужды в своем Положении о закупке. Законом № 223-ФЗ не установлено ограничений по сумме для таких закупок, и Заказчик может самостоятельно определить эти пределы.
Однако, следует учитывать следующее. В письме ФАС России от 21.08.2024 N МШ/75011/24 разъяснено, что закупка у единственного контрагента целесообразна в случае, если товары, работы, услуги обращаются на низкоконкурентных рынках или проведение процедур определения контрагента нецелесообразно по объективным причинам - например, в случае необходимости ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В ином случае выбор указанного способа закупки представляет собой злоупотребление правом, намеренное уклонение от конкурентных процедур. Поэтому действия заказчика по включению в положение о закупке оснований для осуществления закупок у единственного контрагента при отсутствии объективных причин, препятствующих проведению конкурентных процедур, могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции на соответствующем товарном рынке, в связи с чем такие действия могут быть оценены на предмет соответствия ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ). При этом в случае признания в действиях заказчика нарушений, которые приводят к ограничению, устранению конкуренции, антимонопольный орган вправе выдать предписание об устранении нарушений путем внесения изменений в положение о закупке.
❓Вопрос (Закон №44-ФЗ): Нужно ли возвращать обеспечения исполнения контракта, внесенного победителем закупки, признанного уклонившимся от заключения контракта?
✅ Ответ: Да, заказчик должен вернуть участнику закупки обеспечение исполнения контракта, если последний уклонился от заключения контракта.
❓Вопрос (Закон №44-ФЗ): В течение какого времени заказчик обязан вернуть денежные средства, полученные им в качестве обеспечения исполнения контракта?
✅ Ответ: Срок возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, не может быть больше 30 дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту. Если участниками закупки могут быть только СМП и СОНКО, такой срок не может превышать 15 дней (ч. 27 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Сроки для возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, исчисляются с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
(Закон №223-ФЗ; Письмо Минфина России от 22.11.2024 № 24-06-06/116890)
❓ Вопрос (Закон №223-ФЗ): Для информации о суммах договора, которые подтягиваются в отчет СМП, нужно ли по расторгнутым в отчетном периоде договорам вносить изменения в реестре договоров, сначала через "Изменение договора" менять сумму, а затем через "Расторжение" закрывать его?
✅ Ответ: На наш взгляд, так делать не нужно, поскольку нормативными документами это не предусмотрено, а сумма годового объема выбранной доли СМП считается по оплатам. Однако в некоторых регионах заказчики вынуждены перед сдачей отчета корректировать информацию за весь прошедший год, поскольку в прошлых отчетных периодах отчет не проходил проверку в корпорации МСП.
1. Если мы делаем изменение договора, то сумма договора в отчете подтянется измененная.
2. Если мы делаем расторжение, сумма заключенного договора не изменится.
При этом ни в одном нормативном акте не сказано, что Заказчики должны заниматься "двойным размещением" информации о расторжении (как указано в вопросе).
В ЕИС есть выбор, внести "изменение" или "расторжение" договора. При расторжении договора технически указать фактически исполненную/оплаченную сумму договора нельзя.
3. Сумма доли СМП формируется из фактической оплаты:
Сведения о закупках, которые не учитываются при расчете совокупного годового стоимостного объема договоров (в том числе, заключенных с СМСП), отражаются в позициях 1, 3 - 10 формы годового отчета (Письмо Минфина России от 28.02.2020 N 24-01-08/14651). В позиции 2 не приводятся данные о договорах, которые заключены по закупкам, указанным в абз. 3 - 32 позиции 1 этой формы.
Для расчета годового объема закупок у СМСП нужно учитывать объем оплаты в текущем году. Речь идет и о договорах со сроком исполнения более одного календарного года, в частности заключенных в предыдущие периоды (Письмо Минфина России от 17.01.2020 N 24-01-08/1945).
4. Учитывая вышеизложенное, ключевое значение для расчета доли закупки имеют оплаты, а не суммы договоров, поэтому изменять сведения о расторгнутых договорах, на наш взгляд, не нужно. Данная позиция может отличаться от позиции проверяющих отчет органов в некоторых субъектах Российской Федерации.
❓Вопрос (Закон №44-ФЗ): Можно ли закупить импортное оборудование, если невозможно соблюсти запрет на его покупку?
✅ Ответ: Можно, но для этого, как правило, нужно получить разрешение Минпромторга России в установленном порядке.
Если соответствующими нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе в сфере закупок обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное.
Например, запреты, указанные в постановлении Правительства РФ от 30.04.2020 №616, не действуют, если производство соответствующего промышленного товара отсутствует на территории Российской Федерации, что подтверждается:
- в отношении промышленных товаров, предусмотренных Перечнем, - наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, выдаваемого с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, установленном Минпромторгом России, либо наличием разрешения на закупку происходящего из иностранного государства промышленного товара, сведения о поставке которого отнесены к государственной тайне, выдаваемого в порядке, установленном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;
- в отношении иных товаров, не предусмотренных Перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами и приобретаемых для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства, - заказчиком самостоятельно.
(Письмо Минфина России от 11 октября 2024 г. N 24-06-09/98693)
❓Вопрос (Закон №223-ФЗ): Какой обязательный состав заявки должен быть установлен в неконкурентной закупке?
✅ Ответ: Требования к заявке или иному предусмотренному положением о закупке для направления заказчику документу для участия в неконкурентной закупке устанавливаются заказчиком самостоятельно в Положении о закупке с учетом иных требований Закона № 223-ФЗ.
В соответствии с частью 3-2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются Положением о закупке.
Частью 5 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что участник закупки для участия в неконкурентной закупке подает заявку на участие в неконкурентной закупке или иной предусмотренный положением о закупке для направления заказчику документ, для участия в конкурентной закупке подает заявку на участие в конкурентной закупке.
Непосредственно Закон № 223-ФЗ не устанавливает требований к содержанию, оформлению и составу заявки на участие в неконкурентной закупке или иному предусмотренному положением о закупке для направления заказчику документу.
(Письмо Минфина России от 31 октября 2024 г. N 24-07-09/106822)
❓ Вопрос (Закон №223-ФЗ): Распространяется ли ПП РФ № 1352 на Заказчиков, которые сами являются субъектами малого или среднего предпринимательства?
✅ Ответ: Нет, не распространяется.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352 "Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" установлено, что юридические лица, указанные в части 2 статьи 1 Закона №223-ФЗ и являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, вправе не применять настоящее постановление.