Национальный режим по 223-ФЗ с 1 января 2025 года
Обновлено: 04.02.2025
С 01.01.2025 при осуществлении закупок в соответствии с законами № 223-ФЗ и № 44-ФЗ необходимо придерживаться унифицированных (общих для обоих законов) правил использования национального режима.
Согласно ст. 3.1-4 Закона № 223-ФЗ, иностранным товару, работе, услуге обеспечиваются равные условия участия в закупках с товаром, работой, услугой российского происхождения, за исключением случаев принятия Правительством РФ мер, устанавливающих:
- запрет закупок иностранных товаров, работ, услуг;
- ограничение закупок иностранных товаров, работ, услуг, в том числе минимальную обязательную долю закупок товаров российского происхождения;
- преимущество в отношении российских товаров.
25.12.2024 опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 23.12.2024 № 1875 (далее – Постановление №1875), которое устанавливает меры и порядок по предоставлению национального режима при осуществлении закупок в рамках Закона № 223‑ФЗ и Закона № 44‑ФЗ.
Под действие запретов (Приложение №1 к Постановлению №1875), ограничений (Приложение №2 к Постановлению №1875) и минимальной доли закупки (Приложение №3 к Постановлению №1875) подпадают товары, работы, услуги (далее - ТРУ) наименования и коды ОКПД2 которых указаны в данных Приложениях.
Запреты, ограничения и преимущества распространяются на всю указанную в позиции перечней № 1 - № 3 группу товаров, работ, услуг по ОКПД 2, то есть на все товары, работы, услуги, включенные в указанную в соответствующей позиции перечней № 1 - № 3 группировку по ОКПД 2. Например, запрет, предусмотренный позицией 62 перечня № 1 в отношении машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства, включенных в код 28.30 по ОКПД 2, распространяется также на котлы варочные, включенные в код 28.30.83.170 по ОКПД 2.
Запрет, ограничение и преимущества применяются: |
|||
С учетом подпунктов "л" и "м" пункта 4 Постановления № 1875 указанное постановление предусматривает применение установленных пунктом 1 Постановления № 1875 запрета, ограничения и преимущества при осуществлении закупок в соответствии с Законом № 223-ФЗ: а) государственными корпорациями; б) государственными компаниями; в) публично-правовыми компаниями; г) субъектами естественных монополий независимо от организационно-правовой формы таких субъектов (включая являющиеся субъектами естественных монополий хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ юридическим лицам, дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ дочерним хозяйственным обществам); д) организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, независимо от организационно-правовой формы таких организаций (включая осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов, дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ юридическим лицам, дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в пункте 2 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ дочерним хозяйственным обществам); е) автономными учреждениями; ж) бюджетными учреждениями; з) унитарными предприятиями; и) хозяйственными обществами, включенными в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2004 г. № 96 "О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса" (далее - сводный реестр организаций ОПК); й) также запреты, ограничения и преимущества применяются Заказчиками, являющимися хозяйственными обществами (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью)*, указанными в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ (за исключением хозяйственных обществ, указанных в вышеперечисленных пунктах "г", "д" и "и"), при осуществлении следующих закупок:
(Разъяснения о заказчиках по Закону №223-ФЗ, применяющих запреты, ограничения и преимущества даны в Письме Минфина России от 28.01.2025 № 24-07-09/7161 и Письме Минфина России от 31.01.2025 № 24-01-06/8697) * В соответствии с пунктом 4 статьи 66 Гражданского кодекса Российской Федерации хозяйственные общества могут создаваться в организационно-правовой форме акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. |
Запрет, ограничение и преимущества не применяются: |
|||
1. При осуществлении закупки, при которой заключается контракт (договор) со встречными инвестиционными обязательствами, предусматривающий поставку товара, произведенного исключительно на создаваемом, модернизируемом, осваиваемом в соответствии с таким контрактом (договором) производстве. 2. При осуществлении в соответствии с Законом №223-ФЗ заказчиками, являющимися аптечными организациями, закупок лекарственных препаратов и медицинских изделий в целях розничной торговли такими лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. 3. На закупки, осуществляемые в соответствии с Законом №223-ФЗ отдельными заказчиками, указанными в абзаце втором подпункта "л" пункта 4 Постановление №1875, за исключением закупок товаров, работ, услуг, необходимых: для выполнения государственного оборонного заказа; для функционирования критической информационной инфраструктуры Российской Федерации; в сфере использования атомной энергии; для реализации проекта технологического суверенитета, включенного в реестр проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации. "Отдельными заказчиками", указанными в абзаце втором подпункта "л" и абзаце первом подпункта "м" пункта 4 Постановления № 1875, являются указанные в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ хозяйственные общества (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью), за исключением:
|
Запрет может не применяться: |
|||
1. До 1 июля 2025 г. для закупок товаров, указанных в позициях 1 - 21, 30, 32, 45
- 47, 49 - 52, 55 - 60, 62, 69 - 86, 88, 92 - 128, 137, 138, 140 - 145 Приложения N 1
(пп. «к» п. 10 Постановление №1875). 2. В случае отсутствия на территории Российской Федерации производства товара, являющегося объектом закупки (предметом закупки) и указанного в позициях 1 - 145 Приложения №1. Для данного случая необходимо получить разрешение Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. 3. Если осуществляется закупка указанного в позициях 1 - 145 Приложения № 1 товара в целях исполнения контракта (договора), предусматривающего с учетом разрешения, полученного в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Постановление №1875, поставку такого товара, происходящего из иностранного государства. 4. Лизингодателем осуществляется закупка предмета лизинга, происходящего из иностранного государства учитывая условия пп. «д» п. 5 Постановления №1875. 5. При осуществлении закупки программного обеспечения, указанного в позиции 146 Приложения № 1 в случаях, указанных в пп. «е», «ж» п. 5 Постановления №1875. В данных случаях Заказчиком делается обоснование неприменения запрета. 6. Осуществляется закупка товара, не относящегося к товарам и программному обеспечению, указанным в позициях 17, 27, 35, 53, 140, 141, 144 и 146 Приложения N 1, в количестве одной штуки и НМЦ, не превышает 300 тыс. рублей. 7. Осуществляется закупка товаров, не относящихся к товарам и программному обеспечению, указанным в позициях 17, 27, 35, 53, 140, 141, 144 и 146 Приложения N 1, при которой НМЦ не превышает 1 млн. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 300 тыс. рублей. 8. Осуществляется закупка товаров, указанных в позиции 35 (Подшипники шариковые или роликовые) Приложения N 1, в количестве одной штуки и НМЦ не превышает 3 тыс. рублей. 9. Осуществляется закупка товаров, указанных в позиции 35 (Подшипники шариковые или роликовые) Приложения N 1, при которой НМЦ не превышает 30 тыс. рублей и при этом ни одна из использованных при определении таких цен цена единицы товара не превышает 3 тыс. рублей. 10. Осуществляется закупка товара, не относящегося к товарам, указанным в позициях 23, 24, 44 - 47, 71 - 77, 79 - 88, 95 - 118 Приложения N 1, определенного товарного знака ввиду его несовместимости с товарами, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого товара с товарами, используемыми заказчиком. 11. Закупки по форс-мажорным ситуациям, перечисленным в пп. «н» п. 5 Постановления №1875. 12. Закупки Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, органами внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой исполнения наказаний, Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации и подведомственными им организациями в случаях, перечисленным в пп. «о», «п», «р», «с» п. 5 Постановления №1875. |
Ограничение может не применяться: |
|||
1. При осуществлении закупок товара определенного товарного знака ввиду его несовместимости с товарами, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия закупаемого товара с товарами, используемыми заказчиком, за исключением случаев осуществления закупок товара, указанного в позиции 371 Приложения N 2. 2. При осуществлении закупок товара из числа запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Положения настоящего подпункта не применяются при осуществлении закупок товаров, указанных в Приложении N 2 и являющихся расходными материалами, комплектующими, принадлежностями к медицинским изделиям. 3. При осуществлении закупок товаров, указанных в позициях 100 (Оружие спортивное огнестрельное с нарезным стволом) и 101 (Патроны и боеприпасы прочие и их детали) Приложения N 2, в целях обеспечения нужд спорта высших достижений, а также товара из числа запасных частей и деталей к используемому оружию спортивному огнестрельному с нарезным стволом, происходящему из иностранного государства. 4. При осуществлении неконкурентной закупки, в том числе при закупке у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), при условии, если положением о закупке заказчика при проведении неконкурентной закупки и (или) закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) не предусмотрена подача заказчику заявок несколькими участниками закупки. |
Минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения при осуществлении закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ применяется: |
|||
Заказчиками, являющимися хозяйственными обществами (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью), указанными в пунктах 1 - 3 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, за исключением хозяйственных обществ, указанных в пунктах "г", "д" и "и" таблицы данной статьи «Запрет, ограничение и преимущества применяются». |
Объединение запретов, ограничений и преимуществ в один лот |
|||
Общее правилоЕсли иное не установлено в соответствии с Законом №223-ФЗ (на текущий момент иное не установлено) и Постановлением №1875, допускается включать в один объект закупки (предмет закупки) ТРУ указанные в Приложении № 1 и Приложении № 2 Постановления №1875, а также ТРУ не указанные в данных приложениях, при этом:
|
|||
Исключения из общего правила - не могут быть включены в предмет одного договора
(одного лота),
|
Запрет (применение в закупке) |
|||
Приложением №1 Постановления №1875 определен Перечень товаров (работ, услуг) для которых установлен иностранный запрет. Если установлен запрет, Заказчики могут приобрести только российскую продукцию из данного перечня (в т.ч. и по закупкам с единственным поставщиком). Запрет распространяется на ТРУ всех членов Евразийского экономического союза. Запрет применяется при проведении всех способов закупки по Закону № 223-ФЗ, в том числе при проведении неконкурентных закупок, включая закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). |
|||
Подтверждающие документы1.1. Документом, подтверждающими страну происхождения товара Российская Федерация, для позиций 1-145 Приложении №1 является - номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, предусмотренного статьей 17.1 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации", содержащей в том числе:
1.2. Документом, подтверждающими страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации), для позиций 1-145 Приложении №1 является - номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), содержащей в том числе:
1.3. Документом, подтверждающими страну происхождения товара Российская Федерация, для закупки по позиции 146 (Программа для электронной вычислительной машины и (или) базы данных по коду ОКПД2 58.29) Приложении №1 является - порядковый номер реестровой записи из единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. 1.4. Документом, подтверждающими страну происхождения товара Российская Федерация, для закупки по позиции 146 (Программа для электронной вычислительной машины и (или) базы данных по коду ОКПД2 58.29) Приложении №1 и его соответствия дополнительным требованиям к программам и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденным ПП РФ от 23.03.2017 № 325 является - порядковый номер реестровой записи из реестра российского программного обеспечения, содержащей информацию о соответствии программного обеспечения дополнительным требованиям к программному обеспечению. 1.5. Документом, подтверждающими страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации), для закупки по позиции 146 (Программа для электронной вычислительной машины и (или) базы данных по коду ОКПД2 58.29) Приложении №1 является - порядковый номер реестровой записи из единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации. 1.6. Документом, подтверждающими страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации), для закупки по позиции 146 (Программа для электронной вычислительной машины и (или) базы данных по коду ОКПД2 58.29) Приложении №1 и его соответствия дополнительным требованиям к программам и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения, утвержденным ПП РФ от 23.03.2017 № 325 является - порядковый номер реестровой записи из реестра евразийского программного обеспечения, содержащей информацию о соответствии программного обеспечения дополнительным требованиям к программному обеспечению. |
|||
Особенности, установленные Постановлением №1875 для некоторых позиций: 1. Запрет закупок товаров, указанных в позиции 27 (Устройства числового программного управления), также применяется, если такие товары включены в состав закупаемых товаров, указанных в позициях 63 – 67 (см. перечень в Приложении №1). 2. Запрет закупок программного обеспечения, указанного в позиции 146 (Программа для электронной вычислительной машины и (или) базы данных):
Программное обеспечение, указанное в позиции 146 включает поставки, техобслуживание оборудования, разработку и модификацию, а также сопровождение и техническую поддержку с предоставлением прав на использование (подробный список см. в пп. «с» п. 4 Постановления №1875). Кроме того, при оценке заявок в закупке с данным запретом, следует соблюдать особенности, установленные пп. «х» п. 4 Постановления №1875. |
Ограничения (применение в закупке) |
|||
Приложением №2 Постановления №1875 определен Перечень товаров (работ, услуг) для которых установлены ограничения на закупку иностранного товара. Если установлено ограничение, импортную продукцию нельзя приобрести, если в тендере присутствует заявка с российским товаром, который соответствует условиям закупки. Ограничение распространяется на ТРУ всех членов Евразийского экономического союза. Ограничение применяются при проведении в соответствии с Законом № 223-ФЗ:
|
|||
Подтверждающие документы1.1. Документом, подтверждающими страну происхождения товара Российская Федерация, для позиций 1-433* Приложении №2 является - номер реестровой записи из реестра российской промышленной продукции, предусмотренного статьей 17.1 Федерального закона "О промышленной политике в Российской Федерации", содержащей в том числе:
1.2. Документом, подтверждающими страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза (за исключением Российской Федерации), для позиций 1-433* Приложении №2 является - номер реестровой записи из евразийского реестра промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров), содержащей в том числе:
1.3. Для закупки по позиции 433** (Препараты лекарственные по кодам ОКПД2 21.10.51, 21.20.1, 21.20.21, 21.20.23) Приложении №2, кроме документов предусмотренных п. 1.1 и п. 1.2 настоящей таблицы - документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выданный Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке. ** при осуществлении закупок позиции 433, извещения (приглашения) о которых размещены (направлены) либо контракты с единственным поставщиком при осуществлении которых заключены по 31.08.2025 включительно, подтверждающим документов также является сертификат о происхождении товара. Также дополнительные требования к данной позиции установлены в пп. «д», «е» п. 10 Постановления №1875. 1.4. Для закупок, размещенных до 31.08.2025 по позициям 362-399 и 433 Приложения №2, для товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, в том числе из Российской Федерации, участником дополнительно предоставляется - сертификат о происхождении товара, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами определения страны происхождения товаров. 1.5. Для закупок, размещенных до 31.08.2025 по позициям 400-432 Приложения №2, для товаров из государств - членов Евразийского экономического союза, в том числе из Российской Федерации, участником предоставляется информация и документы (в совокупности):
|
|||
Особенности, установленные Постановлением №1875 для некоторых позиций: 1. Ограничение закупок товаров, указанных в позициях 362 - 432, применяется при осуществлении закупок товаров, являющихся медицинскими изделиями. 2. Ограничение в отношении лекарственных препаратов, указанных в позиции 433, применяются при осуществлении закупок лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р. 3. При закупке товаров, указанных в позициях 195, 197 - 199 и 203, заявка содержащая предложение о поставке товара российского происхождения, являющегося радиоэлектронной продукцией не признанной в соответствии с ПП РФ от 17.07.2015 № 719, радиоэлектронной продукцией первого уровня, приравнивается к заявке на участие в закупке, в которой содержится предложение о поставке товара, происходящего из иностранного государства, если на участие в такой закупке подана заявка, признанная радиоэлектронной продукцией первого уровня. 4. При закупке лекарственных препаратов, указанных в позиции 433 следует соблюдать особенности, установленные пп. «у» п. 4 Постановления №1875. |
Минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения при осуществлении закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ (применение в закупке) |
|||
Приложением №3 Постановления №1875 определена Минимальная обязательная доля закупок товаров российского происхождения при осуществлении закупок в соответствии с Законом №223-ФЗ, определенная в процентном отношении к объему закупок соответствующих товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), осуществленных заказчиком в отчетном году. Минимальная доля закупок распространяется на ТРУ всех членов Евразийского экономического союза. |
|||
Подтверждающие документы
|
Преимущество для отечественного товара (применение в закупке) |
|||
Преимущество действует для всех товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), если к таким товарам не применяется запрет или ограничение. Преимущество Участнику предоставляется при условии, если в его Заявке содержится предложение о поставке товара только российского происхождения, а в заявке другого участника, которая не отклонена содержится предложение о поставке хотя бы одного товара, происходящего из иностранного государства. Согласно пункту 3 части 4 статьи 3.1-4 Закона №223-ФЗ, если Постановлением №1875 установлено преимущество в отношении товара российского происхождения, ценовое предложение участника с российской продукцией нужно снижать на 15% при рассмотрении, оценке, сопоставлении заявок. Договор с этим участником в случае его победы заключают по предложенной им цене. При исполнении договора допускается замена товара исключительно на товар российского происхождения, если договор предусматривает поставку товара российского происхождения. Преимущество применяется при проведении в соответствии с Законом № 223-ФЗ:
|
|||
Особенности, установленные Постановлением №1875 для некоторых позиций:Преимущество в отношении лекарственных препаратов, указанных в позиции 433 Приложения №2, применяются при осуществлении закупок лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р. |
С вступлением в силу Постановления №1875, утратили силу, в том числе, следующие акты Правительства РФ регулирующие национальный режим до 01.01.2025:
1. ПП РФ от 5 февраля 2015 г. N 102;
2. ПП РФ от 2 июня 2015 г. N 528;
3. ПП РФ от 30 ноября 2015 г. N 1289;
4. ПП РФ от 22 апреля 2016 г. N 337 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102";
5. ПП РФ от 22 августа 2016 г. N 832;
6. ПП РФ от 16 сентября 2016 г. N 925;
7. ПП РФ от 30 апреля 2020 г. N 616;
8. ПП РФ от 30 апреля 2020 г. N 617;
9. ПП РФ от 3 декабря 2020 г. N 2013;
10. ПП РФ от 3 декабря 2020 г. N 2014.